Одним из важнейших вопросов в отношениях Москвы и Киева, решения которого ожидали к концу 2015 года, было определение принципов экономического сотрудничества после вступления в силу соглашения об ассоциации Евросоюза и Украины. Это соглашение, в том числе, подразумевает создание зоны свободной торговли (ЗСТ) между Киевом и Брюсселем.
В Брюсселе 21 декабря прошла финальная встреча на уровне министров для обсуждения озабоченностей России в связи с намерением Украины и ЕС начать с 1 января 2016 года временное применение торгово-экономического раздела подписанного между ними в 2014 году соглашения об ассоциации (СА). Однако ключевые трехсторонние переговоры по этому вопросу закончились ничем.
Официальный представитель российского МИД Мария Захарова в интервью РИА Новости, комментируя провал переговоров, заявила, что с самого начала "ни Киев, ни Брюссель ни о чем договариваться не собирались".
По ее словам, Москва предприняла все попытки, чтобы прийти к взаимовыгодному соглашению, но это не помогло. Кроме того, Захарова выразила мнение, что Евросоюзу нужно было не подписание конкретной договоренности, а только видимость процесса переговоров.
Руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелев в эфире радио Sputnik отметил, что прекращение переговоров было решением представителей ЕС, а не России.
"Я думаю, неудача на этих переговорах была запланирована изначально. И если на то пошло, представители ЕС первыми "хлопнули дверью" и сказали: ну все, хватит, больше мы не видим смысла вести эти переговоры. Они не захотели их продолжать. И каждый остался при своем. А кто больше всего от этого проигрывает? Прежде всего, конечно, Украина. Поскольку условия экономического сотрудничества с Россией для нее сейчас заметно ухудшаются. И те экономические потери, которая она понесет, еще больше ухудшат ее положение", – сказал Борис Шмелев.
Россия, по его мнению, по сути, вела переговоры не с Киевом, а с Брюсселем.
"Естественно, на этих переговорах за Киевом стоял Брюссель. И по существу Россия вела переговоры не с Киевом, а с Брюсселем, который все определял. Киев здесь был как бы просто при том, при сем. А Брюссель, конечно, не желал отказываться от своей установившейся практики решения подобного рода вопросов и не стремился идти на компромисс с Россией", – считает экономист.
Он обратил внимание, что и другие страны имеют аналогичные договоры о зоне свободной торговли с ЕС. Однако только с Киевом у Москвы не получается договориться.
"Подобного рода соглашение имеет, например, Сербия, с который мы нормально сотрудничаем. Более того, мы не возражали в свое время, когда Сербия подписала это соглашение. Есть такое соглашение у Черногории. То есть Украина в этом плане – не одинока. Было в свое время подписано и ратифицировано такое соглашение и Молдовой, и Грузией. Но наибольшее количество проблем, конечно, у нас возникло во взаимодействиях с Киевом. И это является следствием политики Киева по отношению к России", – заключил экономист.