Автор Михаил Шейнкман
Вот уже и Испания. Политическая система этой страны тоже пошла вразнос. Отныне и она делится совсем не только на два. Пока никто не знает, что день грядущий ей готовит. Но все определенно склоняются к тому, что сегодня он наступил. После тридцати лет двухпартийного доминирования с переменным успехом Народной и Социалистической рабочей партий ультралевые Podemos и такие же правые Ciudadanos тоже могут называть себя основными действующими силами. И это главный итог парламентских выборов. Их станет больше. Пока – партий, но из-за этого не исключено, что вскоре – и выборов. И пусть премьера Рахоя еще не называют Пирром. Но и пир ему не закатывают.
"Народники" остались правящими, однако уже относительно, а не безусловно. 123 места из 350 – это не то, к чему они привыкли. К счастью для них и социалисты не досчитались своих голосов. У них 90 мандатов. И благодарить за это Рахой должен третьего призера – Podemos. Открытие сезона: партия удачно сыграла на левом фланге. Это – номинация на самый быстрый электоральный успех. Полтора года от роду – и все в активных протестах против режима жесткой экономии. 69 депутатов во главе с восходящей политической звездой Пабло Иглесиасом – теперь они будут делать это не только на улице. Хотя "Мы можем" – так переводится их название – это вряд ли только о попадании в парламент. Испанский аналог греческой СИРИЗЫ – они тоже знают, к чему стремиться.
Четвертые в квартете – Ciudadanos, то есть, "Граждане", в какой-то степени могут мечтать о лаврах Национального фронта. По крайней мере, их лидера Альберта Риверу, как и Марин Ле Пен, тоже нет-нет, да и обзовут "фашистом". Всего в парламент прошли десять партий, и это обещает Испании веселые дни. Правда, сколько их в итоге наберется, сейчас не скажет никто. Рахой сохранил за собой "право первой ночи" при формировании правительства. Но он вряд ли сумеет на своих условиях склонить к политическому сожительству кого-либо из оппонентов. Все они почувствовали и свою силу, и то, что Народная партия ее теряет. И даже близкие ей по правому вектору Ciudadanos объявили, что войдут с нею в коалицию, только если лидерство будет закреплено за ними. Что равносильно отказу.
Социалистическая рабочая партия от союза с Рахоем тоже увильнула. Она рассчитывает сыграть вторым номером и создать свой левый альянс. С Podemos у них действительно может что-то получиться, если его идеологи на время тактически забудут, что выводили людей на улицу не только против власти, но и в принципе против системы, одной из составных частей которой три десятка лет были и сами социалисты.
И получается, что нынешние результаты могут оказаться отнюдь не последними. В Испании не прописаны сроки формирования правительства. Однако неспособность сделать это нельзя тянуть вечно. Тем паче, уж слишком все сейчас в стране неблестяще. Экономика в кризисе. Каталония в ожидании. Если ко всем этим бедам добавить недоговороспособность Рахоя, то внеочередная кампания вполне может стать для него контрольным выстрелом. Как минимум, три из четырех партий квартета не откажут себе в удовольствии объявить, что в этом парламентском четырехугольнике только один угол тупой. И не тот, в котором они находятся.