Пресс-конференция президента РФ Владимира Путина, состоявшаяся накануне, 17 декабря, вызвала реакцию на Западе. Особое внимание западные журналисты обратили на ответы Путина относительно сбитого турецкими ВВС российского самолета Су-24 и отношений между Москвой и Анкарой.
Так, британское издание Daily Express обращает внимание на критику Путина в отношении властей Турции, отмечая, что напряжение в отношениях между странами не предвещает ничего хорошего и для Евросоюза. Речь главным образом идет о приостановке переговоров по "Турецкому потоку" и изменении энергетической карты Европы.
Отсутствие перспектив в отношениях между Россией и нынешними турецкими властями, следующее из слов российского президента, отметил и корреспондент немецкого телеканала ZDF Голине Атай, заявив, что "свет надежды на горизонте пока не брезжит".
В свою очередь в США также отреагировали на заявление российского лидера, который, отвечая на вопросы журналистов, предположил, что Турция могла сбить российский самолет, чтобы провести некий "политический размен". Официальный представитель Белого дома Джош Эрнест на регулярном брифинге для журналистов в ответ на просьбу прокомментировать предположения о том, что Турция могла сбить российский бомбардировщик, желая угодить США, заявил, что "это нонсенс".
Заместитель директора Российского института стратегических исследований, политолог Михаил Смолин считает, что турецкая сторона не получала прямого приказа сбить российский самолет. Однако он не исключает, что на это было получено негласное разрешение от США.
"Это, может быть, было в качестве намека или просто негласного разрешения, что они могут провести какую-то акцию. Это, конечно, не мог быть прямой приказ, когда поднимается трубка и говорится: в такое-то время, в такой-то час вы этот конкретный самолет сбиваете. Просто дается разрешение, что в какой-то ситуации они ведут себя неадекватно, а американцы прикрывают их, говоря, что они правы", – сказал Михаил Смолин в эфире радио Sputnik.
Тем временем в Москве специалисты начали расшифровку "черных ящиков" сбитого Су-24. Михаил Смолин считает, что, вне зависимости от полученной информации, турецкая сторона продолжит свою линию.
"Я думаю, турецкие власти будут продолжать транслировать свои мысли, независимо от результатов расшифровки. Во всяком случае, внутри страны. А вовне вполне могут оспаривать эту экспертизу. К сожалению, расшифровка такого рода материалов не несет за собой юридических последствий. У нас нет возможности принудить Турцию возместить, например, какой-то ущерб. Поэтому вполне возможно, что Турция просто проигнорирует эти данные и продолжит утверждать, что, с их точки зрения, наш самолет залетал на их территорию", – считает политолог.
По его мнению, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пытается любыми способами сохранить свою власть.
"Те репрессии, которые он обрушил на журналистов и оппозиционеров в связи с этой ситуацией – люди сразу же арестовываются и сажаются в тюрьму – говорит о том, что он очень опасается реакции оппозиции. Он чувствует свою уязвимость внутри страны", – заключил Михаил Смолин.