Автор Михаил Шейнкман
Президент Турции, хранивший молчание всю неделю после вторжения в Ирак, наконец, сказал свое веское слово. "Не уйдем". Он заявил, что о выводе войск не может быть и речи, поскольку турецкий контингент якобы размещен вовсе не для боевых действий, а для обучения вооруженных формирований курдской автономии. Любопытно, чему должны были обучить бойцов "пешмерга" турецкие ВВС, накануне бомбившие северные провинции Ирака. Хотя Эрдоган знает, как заверить мировое сообщество в своей непричастности. Пообещает уйти, если кто-то докажет обратное. Но кроме Багдада и России, в Совбезе ООН желающих сделать это не находится.
Собственно, потому президент Турции и выдерживал паузу – выжидал реакцию союзников. Когда понял, что его агрессия ему ничем не грозит, вышел из засады. Вероятно, сравнение не самое корректное по отношению к нашему Штирлицу, но было в действиях Эрдогана что-то похожее на эпизод с пальчиками штандартенфюрера на чемодане с рацией. Этот тоже, пойманный на отпечатках гусениц танков в Ираке, все это время сидел и думал, по какому такому естественному случаю они могли там оказаться. И вдруг его осенило. Это же сам премьер Ирака Хейдар аль-Абади просил Анкару об этом. Год назад.
А Эрдоган – он же для этих мест тоже как отец родной. "Уже длительное время, главным образом на севере Ирака, народ не имеет никаких прав. И он хочет вернуть себе свои права. Но мы не видим подлинного управления страной, именно поэтому народ так обеспокоен", – проявил он свою османскую заботу. С таких слов обычно и начинаются интервенции. Но здесь это потому, что просьба соседа – закон. Не важно, что аль-Абади сейчас тоже просит турок убраться. Это же как заказ киллеру. Если он принят, обратного пути нет.
Анкара, быть может, Ирак еще не убивает, но к расчленению приступила. Этот передовой отряд кончиком ятагана внедрился в пространство соседней республики. Ему сейчас совсем не обязательно углубляться по самую рукоятку. Пока достаточно сделать надрез и приучить чужую страну к инородному телу. А оно, похоже, здесь уже осваивается. По крайней мере, Эрдоган объявил, что обсуждать присутствие турецких войск должны представители его страны, США и де-факто автономного Иракского Курдистана. О Багдаде он даже не упомянул. Он бы еще добавил, что уважает территориальную целостность. Хотя его Давутоглу это уже говорил.
Между прочим, если верить западным СМИ, Турция все же начала закрывать стеной границу с Сирией. А это повышает вероятность того, что Северный Ирак мог быть отдан ей в качестве компенсации. Не случайно же Госдеп еще раз повторил, что Вашингтон разводить по углам своих партнеров по коалиции не собирается. Но снабжать Багдад военными вертолетами, как обещал, тоже. Не иначе, чтобы у того не было соблазна применить их против турецкого агрессора. Турция – она же для всех старается. По данным ряда изданий, Соединенные Штаты вслед за ней готовят к высадке в Ираке стотысячный корпус под своим управлением. Американцев в нем будет десятая часть. Остальные – это солдаты арабских монархий. Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Иордания. Как пишут СМИ, "это решение не подлежит обсуждению". Официально Багдад тоже, конечно, о нем узнает. Последним.