Согласно опросу в рамках проекта "Sputnik.Мнения", проведенному известной британской исследовательской компанией Populus для международного информационного агентства и радио Sputnik, 56% опрошенных жителей Европы и США признают, что простые граждане не могут оказывать никакого влияния на внешнюю политику своих стран.
В ответ на вопрос "какое влияние простые люди в Вашей стране могут оказывать на внешнюю политику" 60% жителей Восточной Европы и 57% жителей Западной Европы высказали мнение, что простые граждане не могут оказывать никакого влияния на действия своих стран на международной арене. В среднем доля европейцев, считающих, что влияние простых граждан значительно, не превышает 5%.
Самый большой процент жителей, которые считают, что не оказывают никакого влияния на внешнюю политику, в Болгарии – 83%. Более половины европейцев придерживается того же мнения: в Великобритании – 55%, в Германии – 65%, во Франции – 51% и 63% в Польше.
В США этот процент ниже – 41% американцев считают, что граждане никак не влияют на внешние действия страны. Вместе с тем 38%, наоборот, думают, что небольшое влияние все-таки имеет место быть. Лишь 14% жителей США уверены, что влияние простых граждан на внешнюю политику значительно, что, тем не менее, почти в три раза больше, чем в Европе.
Опрос был проведен c 25 сентября по 15 октября 2015 года. В нем приняли участие 8000 респондентов, по 1000 в каждой стране – Великобритании, США, Германии, Франции, Болгарии, Венгрии, Чехии, Польше. Выборка репрезентирует население по полу, возрасту и географии. Доверительный интервал для данных в целом по стране +/- 3,1% при доверительной вероятности 95%.
Член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш считает, что жители таких стран, как, например, Болгария четко реагируют на реальность.
"Взять, например, Болгарию, которая протестовала против повышения цен на электроэнергию, где министр откровенно заявил, что проект "Южный поток" был отменен вопреки интересам Болгарии, но по требованию Брюсселя и Вашингтона. Понятно, что здесь общество четко рефлексирует ту реальность, которая сложилась, что их мнение особо никого не интересует, и решать все будут даже не национальные органы, а внешние", – сказал Кирилл Коктыш в эфире радио Sputnik.
По его мнению, достаточно высокий процент тех, кто в Германии сомневается в возможности влиять на внешнюю политику, можно объяснить тем, что страна в полной мере не обладает политической субъектностью.
"Все ожидали, что у Германии есть определенная субъектность, что Германия может показать себя не только как экономический, но и как политический гигант. А выяснилось, что политического тела там фактически нет. То есть это полная несубъектность, неспособность защищать национальные интересы", – считает политолог.
Он высказал также свою точку зрения на то, почему значительное число американцев, которые традиционно не слишком интересуются внешней политикой, считают, что способны оказывать на нее влияние.
"Ровно потому, что не интересуются, ровно поэтому и верят. Пока ты не изучаешь вопрос, он может представляться крайне легким. Американцы верят в то, что Штаты сохраняют свою позицию центра мира. Они воспринимают себя как жители митрополии, которая управляет миром. Поэтому было бы глупо, если бы они себе отказывали априори в правах, которыми, правда, они и не думают пользоваться. Но это уже другой вопрос", – заключил Кирилл Коктыш.