Автор Дмитрий Геер
Летом этого года на аукционе Sotheby's разразился серьезный скандал. С торгов было решено снять картину Айвазовского "Вечер в Каире". Как было установлено, картина была похищена у российского коллекционера еще 20 лет назад.
Картина "Вечер в Каире" написана в 1869 году во время поездки Ивана Айвазовского на церемонию открытия Суэцкого канала. Во время африканского турне художник сделал несколько подобных набросков, но сохранилась лишь эта картина.
"В последний раз один из аукционных домов снял с продажи картину, потому что объявились какие-то общие владельцы и стали выставлять претензию о том, что 20 лет назад вещь у них была украдена. Хотя у того человека, который выставлял картину на аукцион, есть документ о чистоте сделки. Чтобы не накалять страсти, аукцион посчитал нужным картину с торгов снять".
Вместе с тем, подобные случаи происходят довольно редко, поскольку каждый крупный аукцион дорожит своей репутацией и делает все для того, чтобы избежать хотя бы малейшего скандала, подчеркивает Светлана Честных:
"Аукцион работает для того, чтобы создавать максимум комфорта своему покупателю и продавцу, аукцион гарантирует чистоту проведения сделки, гарантирует подлинность вещи. Претензии, если возникнут, будут не к продавцу, а к аукциону. Как часто возникают скандалы? По опыту – не так часто. Это как раз говорит об эффективности работы, о том, хорошо ли работа проведена. И никакому аукциону, естественно, скандалы не нужны. Есть претензии третьих лиц на какой-то предмет, не проверили, что предмет в розыске. Да, случается, нечасто, но случается".
При этом не стоит забывать о том, что наряду с крупными аукционными домами, многие из которых имеют более чем внушительную историю, есть и множество мелких аукционов, и множество нечистых на руку продавцов, предупреждает директор аукционного дома "Рашенкойн", официальный представитель аукционного дома "Кюнкер" в России Алексей Ончуков:
"Скандалы происходят каждый день на рынке антиквариата, но крупные скандалы касаются только крупных продавцов. А крупные продавцы стараются минимизировать возможность ошибки до бесконечности: они приглашают большое количество экспертов, вещь правильно описывается. Если мы говорим о верхнем сегменте аукционных домов, то это происходит крайне редко. Плюс – большие участники рынка антиквариата всегда сотрудничают с Интерполом, полицией, чтобы, не дай Бог, краденая вещь не появилась на торгах. Если мы берем более мелкий сегмент рынка, то там такое происходит: количество продаж фальшивых вещей и с плохим происхождением все-таки имеет место быть, хотя с этим стараются бороться. Но чем меньше продавец, то возможностей по ошибкам будет больше".
Специалисты отмечают, что никто не застрахован от ошибок, однако в случае с крупными аукционными домами подобные ошибки и недобросовестное выполнение экспертизы может стоить дорого не только самому эксперту, но и аукциону, на благо которого этот специалист должен трудиться.