По данным очередного опроса в рамках проекта "Sputnik.Мнения", проведенного известной британской исследовательской компанией Populus для международного информационного агентства и радио Sputnik, 56% опрошенных жителей Европы и США признают, что простые граждане не могут оказывать никакого влияния на внешнюю политику своих стран.
В ответ на вопрос "какое влияние простые люди в Вашей стране могут оказывать на внешнюю политику" 60% жителей Восточной Европы и 57% жителей Западной Европы высказали мнение, что простые граждане не могут оказывать никакого влияния на действия своих стран на международной арене. В среднем доля европейцев, считающих, что влияние простых граждан значительно, не превышает 5%.
Самый большой процент жителей, которые считают, что они не оказывают никакого влияния на внешнюю политику в Болгарии – 83%. Более половины жителей стран Европы придерживается того же мнения: в Великобритании – 55%, в Германии – 65%, во Франции – 51% и 63% в Польше.
В США этот процент ниже – 41% американцев считают, что граждане никак не влияют на внешние действия страны. Вместе с тем 38%, наоборот, думают, что небольшое влияние все-таки имеет место быть. Лишь 14% жителей США уверены, что влияние простых граждан на внешнюю политику значительно, что, тем не менее, почти в три раза больше, чем в Европе.
Опрос был проведен исследовательской компанией Populus c 25 сентября по 15 октября 2015 года. В опросе приняли участие 8000 респондентов, по 1000 в каждой стране – Великобритании, США, Германии, Франции, Болгарии, Венгрии, Чехии, Польше. Выборка репрезентирует население по полу, возрасту и географии. Доверительный интервал для данных в целом по стране +/- 3,1% при доверительной вероятности 95%.
Преподаватель факультета государственного управления МГУ, политолог Павел Тарусин считает данные опроса, особенно в отношении американцев, вполне закономерными.
"Потому что для американцев такая позиция более привычна. Во-первых, потому что политическая система Соединенных Штатов, структура гражданского общества в большей степени позволяют гражданам влиять на политические курсы их правительства. С другой стороны – социокультурный фактор, "дух фронтира", который был присущ первым переселенцам, либеральные предпочтения американского общества, которые заставляют надеяться только на себя, также способствуют тому, что американцы верят в то, что они могут воздействовать на власть", – сказал Павел Тарусин в эфире радио Sputnik.
Вместе с тем значительное число болгар (83%), сомневающихся в возможности повлиять на власти, по мнению политолога, связано с тем, что Болгария практически потеряла самостоятельность после вступления в ЕС.
"Болгария после вступления в Евросоюз в значительной степени утратила основание своего суверенитета и независимости. Народ видит, что за них все решает не местное правительство, а в значительной степени европейские структуры в Брюсселе либо правительства Старой Европы – Франции и Германии. Поэтому люди ситуативно воспринимают утрату суверенитета как свою неспособность влиять на курс государства", – сказал политолог.
Что касается скептического настроения среди немцев, то здесь, как считает Павел Тарусин, определенное влияние оказывает чувство вины из-за Второй мировой.
"В Германии сами немцы еще не восстановились после Второй мировой войны. Возможно, чувство национального стыда, национального унижения, которое они испытали, не позволяет немцам мечтать о том, чтобы их страна проводила активную внешнюю политику. И это все трансформируется в недоверие, что простой немец может повлиять на внешнеполитический курс Германии", – заключил политолог.