Применение силы против международного терроризма, в том числе в Сирии и Ираке, должно быть продолжено, однако участвовать в полномасштабной войне США не хотят, заявил американский президент Барак Обама.
Он выступил с обращением к нации, основной темой которого стало противодействие терроризму – как за рубежом, так и на территории США, где эта угроза становится все реальнее.
В своем обращении Обама также затронул тему антитеррористического сотрудничества с другими странами и упомянул в этом контексте Россию.
"Под руководством Америки международное сообщество начало работу над процессом и расписанием прекращения огня и политического решения сирийской войны. Это позволит сирийскому народу, а также любой стране, включая наших союзников, но также и таким странам, как Россия, сосредоточиться на общей цели – уничтожении ДАИШ (арабский акроним запрещенной в России террористической организации "Исламское государство" – ред.)", – сказал он.
Прежде чем говорить о предстоящей борьбе Соединенных Штатов с терроризмом, надо выделить ряд основных моментов этой "борьбы", проходившей в недавнем прошлом, считает эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов.
"Давайте зафиксируем следующую ситуацию. Американцы с 2003 года были в Ираке, потом вывели свои войска. Оставили где-то три тысячи. В этой ситуации развивается сирийский кризис, ИГИЛ, или как сейчас говорят ДАИШ, расширяет сферу своего влияния, захватывает значительную часть территории Ирака и Сирии. То есть фактор вмешательства американцев способствовал расширению влияния ИГИЛ. Американцы в Афганистане долгое время вели безуспешную борьбу с "Талибаном", пытались их расколоть, с кем-то вступали в секретные переговоры. Потом заявили, что выводят свои войска и оставляют тысяч 10-15 в главных районах, через которые они пытаются контролировать ситуацию в стране. И в этой ситуации опять начинается расширение ИГИЛ, которое вступило в противоречия с "Талибаном", и сейчас захватывает достаточно серьезную территорию", – сказал Станислав Тарасов.
В то же время, по его словам, Запад, в первую очередь США, стараются создать видимость, что ситуация с терроризмом носит ограниченный, местный характер.
"Они пытаются представить это как ситуацию локального типа. Что можно отдельно решать ливийский вопрос, отдельно решать иракский вопрос, отдельно начать Венский процесс по политическому урегулированию в Сирии, а отдельно существует афганская проблема. Но не получается. Тактика, которую предлагают джихадисты, вынуждает мыслить всех более широкими категориями. Если раньше казалось, что центры противостояния ИГИЛ с остальным миром – это Ирак и Сирия, то теперь география расширяется. ИГИЛ имеет возможность работать по сценарию "ползучего центра". Это и Сирия, и Ирак, это может быть Северная Африка или центр африканского континента. Сейчас это Афганистан. И не исключено, что этот процесс будет переброшен на соседний Пакистан. Идет деградация обстановки", – отметил эксперт.
И противодействие такому процессу должно носить не локальный, а всеобщий характер, считает он.
"Процесс дестабилизации приобретает глобальный характер. Не случайно, выступая на ГА ООН, наш президент говорил о необходимости создания коалиции по примеру Второй мировой войны. А такая коалиция предполагает наличие очень серьезного врага. События развиваются не по хорошему сценарию. Но с другой стороны наши западные партнеры, видимо, будут дрейфовать уже в сторону от политики двойных стандартов и идти на реальное сотрудничество с Россией и Китаем. Здесь совместные действия России и США могут только спасти ситуацию. И, судя по выступлению президента Обамы после теракта в Калифорнии, американцы начинают достаточно трезво оценивать ситуацию. И если только состоится коалиция с участием России и США и других партнеров, широкая коалиция, то мы на пороге очень серьезных преобразований, которые могут затронуть и Ближний Восток, и Средний Восток и даже Среднюю Азию", – заключил Станислав Тарасов.