Второго декабря основатель соцсети Facebook Марк Цукерберг впервые стал отцом и пообещал передать 99% принадлежащих ему и его супруге акций Facebook на добрые дела. Он сказал, что процесс этот будет идти постепенно, не уточнив, однако, в течение какого срока. Ограничился лишь формулировкой "на протяжении всех наших жизней". Общая стоимость этого пакета акций, по оценке Цукерберга, составляет около 45 млрд долларов.
СМИ поставили под вопрос благотворительную инициативу Марка Цукерберга. Объединение Chan Zuckerberg Initiative, которое распоряжается пожертвованиями Цукерберга на улучшение жизни в мире, не имеет статуса благотворительной организации. В Facebook подтвердили, что это общество с ограниченной ответственностью. Такая структура позволяет не только тратить средства на благотворительность, но и делать частные инвестиции ради коммерческой выгоды.
На самом деле, Марк Цукерберг делает всесторонне выгодное вложение, считает независимый аналитик Андрей Кипрович.
"Это продуманный шаг. Ведь самое главное то, что он заявил, что продолжает управлять своими активами. Он же понимает, что если бы он полностью передал в трастовый фонд свое детище, то, конечно, из Facebook инвесторы бы побежали. Или, по крайней мере, стали бы срочно нивелировать риски, выводя половину вложенного капитала. И тогда цена акций этой соцсети резко бы упала. Отсюда вывод, что совладельцы заранее просчитывали, как, когда и к чему лучше приурочить такое заявление. Все было просчитано, начиная с пиара и заканчивая экономической выгодой", – сказал Андрей Кипрович в эфире радио-шоу "КомпАс" на радио Sputnik.
По его словам, схема, которой, в частности, пользуется Марк Цукерберг – это очень распространенное явление. Большинство благотворительных фондов действуют по одному принципу. Тем не менее, неискушенному человеку, который не хочет разбираться в тонкостях финансовой организации фонда, лучше направлять помощь адресно, считает аналитик.
"Что такое благотворительный фонд? Как правило, это вещь сама в себе. Он идет рядышком с инвестфондами, которые как раз и управляют теми деньгами, которые поступают от благотворительности. То есть, полученные средства инвестируют в какое-то дело, проект, и получают доход, который и тратится на благие дела. Но я считаю, что заниматься благотворительностью надо, конечно, адресно. Я сразу понимаю, кому я помогаю, на что я даю деньги. Ведь инвестфонды, управляя благотворительными деньгами, сегодня заработают, а завтра могут и в убыток уйти", – отметил Андрей Кипрович.
В России благотворительность как социальное явление начала развиваться совсем недавно, однако весьма активно. Такое изменение менталитета – это как раз тот случай, когда необходимость поддерживать определенный имидж среди богатых людей идет на благо и другим, считает аналитик.
"Если обратить внимание на эволюцию российского бизнеса, начиная с лихих 90-х, с малиновых пиджаков, "крышевания", жизни "по понятиям", то в какой-то момент – чаще всего он наступает после первичного накопления капитала – возникает вопрос имиджа. Если раньше было в моде получить в подарок золотые часы с надписью, то сейчас – это благодарность от государства за благотворительность. Это стало гораздо интереснее и престижнее. Мол, вот, я делаю что-то для страны. Эволюция сознания произошла. Опять же, наши бизнесмены постоянно общаются со своими западными партнерами. И если они знают, что ты сделал благотворительный взнос внутри страны, то и здороваться с тобой будут поприветливее. Это своего рода особое правило поведения среди всех бизнесменов в мире", – сказал Андрей Кипрович.
Слушайте полную версию радио-шоу "КомпАс">>