Автор Ярослава Бычкова
Порошенко и олигархи – тема, к которой регулярно обращаются аналитики. Основная особенность этих отношений заключается в том, что украинский президент делает все, чтобы не началось полномасштабного наступления на олигархов и коррумпированную систему госуправления. Конечно, это обнажает его зависимость от хрупкого парламентского альянса, через который так трудно проталкивать реформы – требования ЕС на торговые и визовые уступки. Но и в очередной раз подтверждает простую истину: президент пока никак не хочет поставить крест на своей карьере олигарха.
Последний по времени рейтинг обеспеченных людей Украины только доказывает это. Активы Порошенко за последний год выросли на 20%, в сотне самых богатых людей страны он переместился с девятого на шестое место. При этом у некоторых представителей этого племени доходы упали вдвое. Но президента такой разрыв не беспокоит, как не беспокоят и истории о том, какая судьба постигла людей, знавших о нем и других олигархах слишком много. Достаточно вспомнить "самоубийство", которое потом переквалифицировали в "умышленное убийство", главы Фонда госимущества Украины с 2005 по 2008 год Валентины Семенюк-Самсоненко, считает директор Института трансформации общества Олег Соскин:
"Все эти люди были обладателями мощной информационной базы. Они, так или иначе, контактировали или принимали участие в разных серьезных проектах. Самсоненко была главой Фонда государственного имущества, она была связана с реприватизацией, связанной с "Криворожсталью" – это десятки миллиардов долларов. Она знала многие нюансы, связанные с другими объектами приватизационными, она знала, как формировалось богатство семьи Порошенко, она должна была видеть эти документы. И не только Порошенко, но и других людей, которые стали владеть огромными комплексами: сахарозаводами, если брать Порошенко, заводом "Ленинская кузня", кондитерскими фабриками. Она достаточно обладала объемом знаний. Она могла нажать курок, но надо было осуществить мощнейшее политическое давление, каким-то способом направить человека на такое тяжелое решение".
В итоге вопросы по поводу олигархической системы, существующей на Украине, заканчиваются при первом же упоминании имени украинского президента. Понятно, что когда глава государства не выполняет своих обещаний и продолжает заниматься бизнесом, у любого, кто имеет власть, возникает непреодолимое желание быть похожим на президента, уверен экономист и политолог Александр Дудчак:
"Бороться с ней будут и дальше. Под предлогом борьбы с коррупцией можно обвинять, и совершенно заслуженно, многих министров, многих политических деятелей и других ответственных персон в обществе. Но кроме политических заявлений это ничего не несет. В случае с Украиной с коррупцией можно бороться бесконечно".
Иными словами, бок о бок с темой олигархов идет на Украине и тема борьбы с коррупцией. Она регулярно поднимается на каждых переговорах, которые Украина ведет с Европой. Но пока дальше обещаний дело так и не сдвинулось. Многие эксперты в открытую говорят о том, что это – составляющая часть всей системы, которая сегодня существует на Украине: каждый политик находит свой источник дохода. В целом, Украина просто проходит путь, который присущ всем странам, заключает Александр Дудчак:
"Коррупция – это замечательное явление, с которым можно бороться бесконечно, можно бороться в любом обществе. На какой стадии развития оно бы ни находилось – коррупция будет всегда. Но это не значит, что с ней не надо бороться. Естественно, что надо. Но искоренить ее на сегодняшний день человечество еще не придумало как. По аналогии с организмом, то если слабеет иммунитет, то подобные вирусы проявляются более отчетливо. В Украине они проявляются сейчас максимально, невзирая на все попытки и все заявления о том, что Украина борется с коррупцией. Она сейчас демонстрирует самые высокие темпы ее роста и проявлений и в экономике, и в обществе, и где попало.
Тем более, когда власть предоставляет широкое поле для деятельности. Им в самое ближайшее время может стать привлечение инвестиций в украинскую экономику. Да и вообще подобная схема помогает зарабатывать и самым предприимчивым украинцам, и их западным партнерам, обобщает политолог Михаил Синицын:
"Есть большие риски того, что инвестиции, которые будут потрачены на возобновление функционирования тех или иных предприятий, могут быть аннулированы коррупционными схемами, либо вообще признаны неэффективными с точки зрения вложений. Здесь проще все забрать, снести бульдозером и построить заново. Плюс мы имеем проблему с кадрами.
Как и украинский президент не заинтересован в том, чтобы бороться с олигархами. Потому что в этом случае ему придется начинать с себя. А судя по последним данным о росте его доходов, отказываться от такой президентской работы он не собирается. А ведь есть еще те, кто помнят его обещание вообще уйти из большого бизнеса.