Поставки сжиженного природного газа из России в Китай будут расширяться, в том числе с проекта "Ямал СПГ". Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак. На сегодняшний день полуостров Ямал привлекает все больше инвестиций на освоение месторождений углеводородов и строительство объектов.
На северо-востоке Ямала в районе поселка Сабетта создается самый крупный в регионе индустриально-транспортный узел. Населенный пункт расположен на территории Южно-Тамбейского газового месторождения с огромным потенциалом. Там уже возвели резервуары для хранения, создают завод по сжижению топлива.
Не менее важным является новый порт в Сабетте, который стал самыми большими российскими морскими воротами на Северном морском пути (СМП). Оттуда любое судно может доставить российский груз в Китай, Испанию и даже США. Еще девять лет назад в маленьком поселке было всего 19 жителей, а сейчас там строится вахтовый городок на 20 тысяч человек.
Потенциал этого региона трудно переоценить, считает завсектором Энергетического департамента Института энергетики и финансов Юрий Рыков.
"В целом, конечно, потенциал значительный, и недаром туда вложены такие большие средства и идет такое интенсивное развитие именно района полуострова Ямал. Это связано, во-первых, с тем, что там находятся очень большие запасы углеводородов, которые расположены, с одной стороны, достаточно близко к уже освоенным регионам, а с другой стороны – они достаточно объемны. Там несколько миллиардов тонн нефти, десятки триллионов кубометров газа. Во-вторых, этот район привлекателен тем, что является определенным форпостом в Арктику. А потенциал арктического региона тоже весьма значителен", – сказал Юрий Рыков в эфире радио Sputnik.
Высокий потенциал Ямальских проектов, по его мнению, реально оценили и иностранные инвесторы.
"В частности, Китай активно участвует, и это связано еще с одной особенностью этого проекта, что он оживляет Северный морской путь. До настоящего момента грузопоток по СМП был достаточно небольшой. А деятельность ямальского завода и освоение территорий предполагают увеличение этого грузопотока за относительно короткое время где-то в шесть раз. С другой стороны, Китай сейчас усиленно продвигает идею нового Шелкового пути, как сухопутную, так и морскую его часть. И с этой точки зрения проект СМП, а также наш проект по Восточно-Сибирской железной дороге – это, в какой-то мере, дополнение к этому Шелковому пути, а в каком-то смысле и конкуренция", – отметил эксперт.
По его словам, перспективность проекта "Ямал СПГ" очевидна уже сейчас.
"Какая бы ни была геополитическая обстановка, но современные тенденции говорят о том, что торговля СПГ будет развиваться. Потому что это более гибкий способ поставок газа. Недаром наблюдается уже сейчас определенное переформатирование рынка СПГ, например, сильное вступление в этот рынок Австралии, где мощности еще больше будут к 2020 году. Они, естественно, будут поставлять в Азиатско-Тихоокеанский регион. Ближний Восток намерен наращивать поставки в Европу. И наш СМП тоже будет участвовать в этом процессе, конкурировать. Мы тоже будет поставлять по нему и в АТР, и в Европу. Потому что порт Сабетта находится в очень выгодном положении. От него можно и до Европы достаточно близко дойти, и АТР не слишком далеко. И если не произойдет каких-то радикальных событий, то конкуренция будет развиваться здесь не столько на геополитической, а на экономической основе: чей товар будет дешевле", – заключил Юрий Рыков.