В Брюсселе 2 декабря завершается последнее в этом году совместное заседание глав внешнеполитических ведомств 28 стран-членов НАТО. Во вторник, в первый день работы, союзники подтвердили гарантии безопасности Турции. Генсек организации Йенс Столтенберг заверил, что альянс не оставит Европу один на один с миграционным кризисом. И привел пример Афганистана как самый удачный, по его мнению, опыт решения проблемы с беженцами.
Кроме того, страны-участницы предупредили, что в случае возникновения гибридной войны против одного из членов альянса НАТО может задействовать 5-ю статью Вашингтонского договора. Она гласит, что нападение на любого члена НАТО трактуется как нападение на альянс.
Эти заявления свидетельствуют о том, что альянс намерен продолжать свой нынешний курс, считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.
"НАТО продолжает свой курс, а именно то, что они называют оборона на Юге и Востоке. Фактически это продолжение конфронтационной политики с Россией, но в мягком варианте, то есть, избегая серьезной конфронтации с РФ в военной сфере. Кроме того, страны-члены НАТО хотят обезопасить себя от так называемой угрозы с Юга – это проблема беженцев, то, что альянс понимает под международным терроризмом. Но, прямо скажем, его действия носят умеренный характер. Так же, впрочем, как и высказанная поддержка Турции", – сказал Сергей Ермаков в эфире радио Sputnik.
В отношении Анкары, по его словам, альянс ограничился пока дежурными формулировками.
"Те слова, которые были сказаны высокими чиновниками и на недавней чрезвычайной встрече Совета НАТО, и те решения, которые были озвучены вчера на министерской встрече альянса, они больше такие дежурные фразы: что Турция является членом НАТО, на нее распространяется пятая статья устава. Но на самом деле все принятые решения не носят такого характера, который бы свидетельствовал, что НАТО обязательно вступится за Турцию. На самом деле, по заявлению Столтенберга, Турция должна с Россией решать проблемы двусторонних отношений, той конфронтации, которая сейчас сложилась. Единственное, что НАТО подтвердило, что организация считает территорию Турции неделимой. Ну, собственно, никто этого на самом деле и не оспаривал", – отметил эксперт.
Тем не менее, полагает он, говорить о каком-то возможном в ближайшее время сближении НАТО с РФ не приходится.
"Рано еще говорить о политике сближения. Другое дело, что голос разума в НАТО имеет место быть. Мы это видим на примере Турции. А что касается заявления Польши о том, что необходимо признать недействительным Основополагающий акт Россия-НАТО, то такое решение, конечно, не было принято. Да поляки всерьез и не рассчитывали на то, что оно может быть принято. Другое дело, что это опять игра на контрастах. То есть с одной стороны – заявление Варшавы о том, что похороним Основополагающий акт, разрушим Совет Россия-НАТО и институциональный механизм наших отношений. Но с другой стороны, было ведь вчера и очень важное заявление главы немецкого МИДа, когда он предложил, чтобы работа Совета Россия-НАТО возобновилась. Шансы на это, безусловно, есть. Но сейчас идет очень серьезный торг. И я расцениваю такое заявление польского МИДа, как попытку подтолкнуть Россию к другим действиям. Речь идет о том, чтобы Совет Россия-НАТО пока не действовал, и НАТО смогло сохранить лицо. А имеющиеся проблемы чтобы решались в рамках каких-то временных меморандумов", – заключил Сергей Ермаков.