Автор Михаил Шейнкман
Похоже, инцидент с расстрелом российского Су-24 Евросоюз для себя считает исчерпанным. Так и не вдавшись в подробности провокации, он постарался поскорее выкинуть ее из головы. И пока это главный итог его экстренного саммита с Турцией. Возможно, где-то в кулуарах Анкару и пожурили. Но публично отпустили с миром и тремя миллиардами евро. Пусть эту сумму лишь официально объявили, а не перевели. Пусть безвизовое пространство пообещали не раньше следующей осени. Но сейчас это, по сути, уже равносильно политической поддержке.
Если исходить из того, что все эти "пряники" Анкара получила сразу после "удара в спину" России, то можно решить, что и благодаря ему. Ведь и саммит, которого не было более 10 лет, состоялся только теперь. Западные аналитики ожидали в Брюсселе жесткого разговора. Уверяли, что связи правительства Эрдогана с террористами стали настолько очевидными, что Европа не сможет больше заигрывать с ним без того, чтобы не скомпрометировать себя. Даже чрезвычайный характер этой встречи расценивали как "вызов на ковер". Однако ковер, видимо, оказался турецким. И премьер Давутоглу, вероятно, гладко стелил.
По крайней мере, судя по результатам, сомнений в добропорядочности Анкары у ЕС не осталось. Или он просто решил вновь закрыть на это глаза. Как уже один раз сделал это, когда впервые месяц назад, чтобы не нервировать Эрдогана перед досрочными парламентскими выборами, спрятал под сукно ежегодный доклад Еврокомиссии о соблюдении прав человека в его султанате. После этого османский режим распоясался настолько, что уже допускает арест журналистов, разоблачивших поставки оружия группировке ДАИШ – она же ИГИЛ – и расстрел во время пресс-конференции курдского адвоката.
Вряд ли ЕС посчитает свою политику умиротворения ответственной и за нападение на Су-24. Хотя Анкара потому и открыла "личико", что точно знает: пока есть беженцы, Европа ей все простит. Она и прощает. Еще и приплатить сулит. 3 млрд евро на сдерживание переселенцев обещают в два захода, и только после того, как Турция хоть как-то себя проявит. Но пособнику террористов 3 млрд не пообещали бы в принципе. А это значит, что Анкару реабилитировали. И это стоит дороже. Потому премьер Давутоглу уже провозглашает "новый импульс процесса вступления". При этом насмешливо не гарантирует ЕС решение проблемы беженцев даже за деньги. "За такие деньги", – возможно, чуть позже уточнит Турция.
И не то, чтобы святая простота – Европа — совсем не понимала, с кем имеет дело. Но, наверное, наивно полагает, что свой лимит на удары в спину Эрдоган уже исчерпал. В любом случае, не способная справиться с миграционным потоком самостоятельно, она вынуждена доверить себя сантехнику. Хотя Меркель, по крайней мере, по немецким фильмам должна знать, чем заканчивается его вызов. Сделает, что захочет. А потом – хоть потоп. Евросоюз мог бы вообще исключить посредника и с таким же успехом платить свои миллиарды непосредственно ДАИШ. Судя по тому, что известно об Анкаре, они все равно на общий котел работают. Одни создают проблему, другие выкачивают транши якобы на ее устранение. Впрочем, после саммита пока все остались при своих. ЕС при деньгах, Турция при мигрантах. При этом политически все выглядит так, будто договорились. Им бы еще беженцам об этом сказать. И ДАИШ тоже.