Автор Ярослава Бычкова
Полицейский штурм в парижском пригороде Сен-Дени долгое время был новостью номер один. Было установлено, что помимо организатора парижских терактов Абдельхамида Абауда и его 26-летней кузины Хасны Аит Булахсен в бою со спецназом был убит еще один террорист.
Несмотря на то, что судебные медэксперты и смогли получить образцы его ДНК, оказалось, что те не числились в полицейских реестрах ни во Франции, ни в других европейских странах. По уточненным данным, именно этот инкогнито, а не Хасна Аит Булахсен, привел в действие пояс шахида. Кстати, пятерых человек из семи задержанных в Сен-Дени полиция после тщательной проверки отпустила: они оказались всего-навсего бездомными. Также выяснилось, что ключевую роль в успехе операции в Сен-Дени сыграла марокканская разведка. Именно она обратила внимание на родственницу Абауда – Хасну Аит Булахсен, за которой была установлена плотная слежка, что, в конце концов, и вывело сыщиков на логово террористов. За ходом этой операции многие следили и комментировали происходящее в прямом эфире. Вот как видел происходящее в тот момент в Сен-Дени доцент кафедры европейского права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин:
"Информация противоречивая, но факт остается фактом: французские полицейские силы предпринимают чрезвычайные меры для того, чтобы попытаться обезвредить не только тех преступников, которые уже совершили теракты, а мы знаем, что большинство из них погибло, но очевидно, что хотят обезвредить их сообщников, которые до сих пор присутствуют, вероятно, во французской столице".
Также французские спецслужбы выяснили, что двое, а не один, как полагали ранее, из трех камикадзе, взорвавших себя у стадиона "Стад де Франс", проникли в Европу под видом беженцев. Но тут возникла проблема с идентификацией: с одной стороны, отпечатки пальцев совпадают с теми, что были взяты на границе в Греции, но, с другой стороны, выяснилось, что паспорта оказались фальсифицированными. Например, один документ принадлежал погибшему сирийскому солдату, но фотография на нем была переклеена. Еще больше времени займет работа по выявлению всей цепочки и установлению связей, продолжает Николай Топорнин:
"Очевидно, что речь идет не об одиночках, а о хорошо законспирированной вооруженной группе, хорошо подготовленной. И не только о тех, кто находится во Франции, в Париже. След привел в Бельгию, в Брюссель. Какие-то следы обнаружены в Германии и идут дальше, на Балканы. Возможно, что и в Сирию, на территорию ИГИЛ. Очевидно, что французы, и не только французы, все спецслужбы, столкнулись с очень хорошо организованной и подготовленной группой террористов".
Успехи полицейской операции не могли не вселить надежды в сердца французов, однако рана, которую нанесли теракты в Париже, еще долго будет напоминать о себе. Французы стали другими, констатирует публицист, автор книги "Мечеть Парижской Богоматери" Елена Чудинова:
"У нас у всех, по сути, перебит хребет. Нам так долго объясняли, что любое проявление патриотизма, кроме самого казенного, это плохо. Если человеку долго объясняют, что у него нет ничего своего, то, в конце концов, он говорит: а зачем мне воевать? Конечно, сейчас процесс пойдет в обратном порядке, но людей думающих – меньшинство".
Да и мир теперь тоже не будет прежним. Отменяются авиарейсы и концерты, закрываются кафе и метро, полиция проверяет всех, кто вызывает хоть малейшее подозрение. А телевизионные кадры из центра Европы все больше напоминают кадры, которые обычно приходят из стран Ближнего Востока.