Автор Ярослава Бычкова
Девизом Игнобелевской (или Шнобелевской) премии (igNoble prize, "ignoble" можно перевести с английского как "неблагородный", "позорный", "плебейский") может с полным правом стать фраза "С нами стыдно, зато весело". Стыдно должно быть тем, кто пытается лишить серьезных ученых права на шутку, ну а весело всем тем, кто понимает, как иногда хочется сделать что-то эдакое, что мало кто от тебя ожидает.
Традиционно десять Игнобелевских премий вручают в начале октября, как раз в то самое время, когда мир узнает лауреатов старшего брата – премии Нобелевской. В отличие от пространного объяснения, которое оставил в своем завещании Альфред Нобель, требования премии-антипода просты – "за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом – задуматься".
"Шнобелевская премия является пародией на Нобелевскую. И я бы не придавал большого значения тому, кто на нее выдвигается. Это игра, которая придумана для того, чтобы позабавить академических ученых. Они сами с удовольствием играют в эту игру, и я бы абсолютно не стал связывать талант ученого с получением премии".
Однако среди достижений, удостоенных этой премии, есть и те, которые вряд ли можно обвинить в несерьезности. Так, первую премию в области образования получил вице-президент США Дэн Куэйл "за непревзойдённую демонстрацию того, что надо учиться", а в экономике был отмечен известный финансист Майкл Милкен за изобретение печально известных сегодня ценных бумаг с высокой степенью риска. Примечательно, что далеко не всегда премии достаются ученым. В этом году в разделе экономика отличились полицейские Бангкока, которые предложили платить премии своим коллегам, сумевшим-таки отказаться от взятки. Многие работы привлекают внимание, что уже немаловажно, отмечает биофизик, доктор биологических наук Валентин Сапунов:
"Когда привлекают внимание к каким-то работам, пусть даже и негативное, и это имеет определенное значение. Я не имею ничего против таких шуточных форм поощрения определенных исследований".
В итоге весь мир узнал, что некоторые виды поцелуев могут предохранить от аллергии, что на теле человека есть места, где укусы пчел особенно болезненны, что коровы, у которых есть имя, дают больше молока, чем их безымянные подруги. Важно, что все эти работы не только привлекают интерес обывателей, но и делают их авторов известными. Говорит Валентин Сапунов:
"Самым большим оскорблением для ученого является, когда никто его не замечает и не цитирует его работ. Поэтому даже насмешливое отношение может быть полезным. Тем более, насколько я знаю, некоторые Шнобелевские премии давались за работы, которые были перспективными".
Не обошла эта премия стороной и россиян. В 1992 году ее получил химик Юрий Стручков: было подсчитано, что с 1981 по 1990 год новые статьи выходили у него каждые четыре дня. А через 10 лет "Газпром" в компании с Merrill Lynch, Enron, Arthur Andersen и еще двумя десятками фирм был удостоен премии за использование математической концепции мнимых чисел в сфере бизнеса. Ну а единственным ученым-обладателем и Игнобеля, и Нобеля стал родившийся в России Андрей Гейм. Причем и в том, и в другом случае он был удостоен премии персонально.