Автор Константин Огарев
Украина в скором времени избавится от еще одной принадлежности к русскому миру: русский язык в паспорте гражданина решено заменить на английский. Теперь информация в нем будет на украинском и английском. Для чего в документе, который используется внутри страны, нужна информация на английском языке, недоумевают многие. Ладно бы еще ввели единый паспорт, который выполнял бы функции внутреннего и внешнего, тогда решение президента было бы обосновано. А так, это в высшей степени нелепо. А ведь паспорта еще напечатать нужно. Гражданам же придется отстаивать очереди, чтобы заменить документы, писать бумажки и пройти все круги бюрократической преисподней.
Двуязычие, а иногда и более, в документах принято во многих странах. Например, в Израиле в удостоверении личности надписи сделаны на обоих государственных языках: иврите и арабском. Несмотря на, мягко говоря, сложные отношения Израиля с большинством стран арабского мира, арабский – один из двух государственных языков. По той простой причине, что люди, родной язык которых – арабский, составляют немалую часть граждан Израиля – 20%. В Финляндии шведский язык является родным для 5%. Но этого достаточно, чтобы в стране было два государственных языка. Это к вопросу о статусе русского на Украине. Впрочем, ладно, едем дальше.
В Бельгии три государственных языка – французский, немецкий и нидерландский, но поля в паспорте только для двух языков: английского и одного из государственных. Подданный сам решает, на каком именно языке будет продублирована информация. В Швейцарии государственных языков четыре, но гражданин не может сам выбрать, на каком будут записи в его паспорте – заполняют его на языке кантона, в котором выдают документ.
Все эти примеры говорят о том, что наличие информации о гражданине в его основном документе на нескольких языках объясняется объективными причинами. А не одним лишь желанием властей показаться более европейскими. И потом, если Украина действительно хочет быть европейской страной, то нужно ей быть полностью, а не там, где нравится или удобно. И, наконец, принять правду, нравится она или нет. А правда заключается в том, что в стране есть русскоговорящие граждане. И у них тоже должны быть права.