Автор Павел Иванов
Еще за неделю до очередных переговоров по урегулированию сирийского конфликта в Вене Москва предложила список из нескольких десятков представителей той части оппозиции, с которой можно иметь дело. Иными словами – вести политический диалог. Это люди, которые не уничтожали мирное население, не отрезали головы инакомыслящим и не вели боевые действия, демонстрируя при этом особо жестокие методы.
Союзники США по коалиции, которые недавно уже выступили с инициативой осудить действия России в Сирии при помощи специальной резолюции ООН, в долгу и на этот раз не остались. Они обнародовали свой список. И непонятно, как к нему относиться: как к злой шутке, недоразумению или чрезмерной политической самоуверенности. По сути, предлагается считать самых настоящих террористов и головорезов этакими безобидными агнцами из числа самой что ни на есть демократической и умеренной оппозиции. Речь идет о членах группировки "Ахрар аш-Шам", неоднократно доказавшей свои леденящие сердце "политические" возможности. Скорректировать в позитивную сторону репутацию отъявленных радикалов из "Ахрар аш-Шам" особенно усердно стараются Турция и Саудовская Аравия. Но – о ужас! – не находят понимания даже в Белом доме. Тем не менее, требования о внесении в список остаются в силе. Видимо, это еще раз доказывает, чего же на самом деле стоит коалиция, о развале которой заявил даже глава британского генштаба.
Но Эр-Рияд пошел еще дальше в попытках показать себя "королем положения" и безраздельным вершителем судеб в регионе. Как сообщают западные СМИ, саудовский монарх предъявил Бараку Обаме ультиматум. Или Вашингтон принуждает Москву немедленно и безоговорочно прекратить операцию в Сирии, или союз Саудовской Аравии с Соединенными Штатами будет радикально пересмотрен в одностороннем порядке. Белому дому, как сообщается, также пригрозили, что Эр-Рияд предпримет самостоятельные усилия по свержению Башара Асада вплоть до военных действий.
В итоге становится очевидно и без британского военного командования, что не только нынешняя западная коалиция, но и в целом устойчивые связи главных партнеров претерпевают необратимые изменения. И пока не вполне понятно, что тому причиной: не пришедшиеся по вкусу саудитам озарения американских дипломатов, здраво заявляющих о том, что пора реально начать бороться с террористами, а не только манипулировать ими. Или стремление Саудовской Аравии стать хотя бы отчасти независимой от США региональной державой. Использующей, правда, в своей политике американские же методы, когда любые "сукины сыны" хороши, если они "свои". Впрочем, может быть и то, и другое. Возможен и еще целый ряд причин, лежащих уже в чисто экономической плоскости. Но это уже другая история, которая, скорее всего, будет развиваться в случае появления в Эр-Рияде нового монарха, что тоже вполне реально. В прессе, в том числе и арабской, все чаще пишут о возможности в стране дворцового переворота.