Сенат конгресса США принял обновленный вариант оборонного бюджета на 2016 финансовый год. Заложенная в нем общая сумма составляет 607 млрд долларов, из которых более миллиарда запланировано на военную помощь Украине и сирийской оппозиции. "За" проект оборонного бюджета США в верхней палате конгресса проголосовали 93 сенатора, "против" – всего трое. Такой перевес защитит проект от возможного президентского вето.
Наряду с этим, сенаторы запретили перемещать заключенных специальной тюрьмы Гуантанамо на территорию США. Таким образом, предвыборное обещание закрыть тюрьму, сделанное Бараком Обамой в 2008 году, снова осталось невыполненным.
Конгресс вновь показал свое единодушие в вопросах "войны", отмечает генеральный директор Российского совета по международным делам, политолог Андрей Кортунов.
"Мы прекрасно знаем, что между Белым домом и законодателями есть разногласия. В частности, например, по вопросу Украины целый ряд американских сенаторов занимают более жесткие антироссийские позиции, чем нынешняя администрация. Они призывают оказать Киеву более масштабную помощь, в том числе и за счет поставки наиболее современных так называемых смертоносных типов оружия. Администрация пока что этому сопротивляется, накладывает вето и проводит более умеренный курс. Что касается сирийской оппозиции, то здесь принципиальных разногласий нет. Они существуют, скорее, между США в целом и самой сирийской оппозицией, по крайней мере, с ее частью. Оппозиция настаивает на том, чтобы США предоставили ей современные средства противовоздушной борьбы, для того, чтобы нейтрализовать превосходство армии Асада в воздухе", – сказал Андрей Кортунов в эфире радио Sputnik.
В любом случае, такие финансово-военные планы США не приведут к примирению на Украине, они направлены на усиление противостояния в Сирии, а не на борьбу с "Исламским государством", считает он.
"Разумеется, мы не можем разделять такую позицию, и некоторые наши европейские партнеры считают, в частности, по поводу Украины, что это неоправданные действия. Но в обстановке той антироссийской истерии, которая сейчас наблюдается в США, конечно, и на Обаму, и на конгресс оказывается давление. И они должны как-то на это давление реагировать", – отметил политолог.
Вызывает сомнение, по его словам, и наличие какой-то продуманной стратегической линии у администрации США в сирийском конфликте.
"Тут ситуация сложная. Сказать, что эта оппозиция не воюет с ИГИЛ, тоже нельзя. Там все друг с другом воюют. Но есть задокументированные случаи, когда оружие и боеприпасы, которые сбрасывались с самолетов для поддержки "умеренных", оказываются в руках радикалов, а то и самого ИГИЛ. Тут американская стратегия является, как минимум, непоследовательной. И, наверное, было бы разумнее координировать такую деятельность с Россией, с другими участниками борьбы с ИГИЛ. А поскольку такой координации нет, то очень часто такая работа оказывается контрпродуктивной. А если еще и предположить, что США могли бы начать поставки каких-то современных систем противовоздушной обороны, то не исключено, что сбивали бы не только сирийские, но и американские самолеты. Это такая опасная линия, и мы видели, к чему это приводит, еще в "афганские" времена, когда поставка "Стингеров" моджахедам в конце концов создала проблемы самим США и их союзникам", – сказал Андрей Кортунов.
В этой связи России необходимо быстрее установить свои связи с антигиловскими отрядами в Сирии, считает он.
"Самым лучшим нашим шагом была бы активизация контактов с этой самой оппозицией. Надо скорее разобраться, кто является "умеренным", а кто нет. И, конечно, мы должны постараться создать как можно более широкий фронт борьбы с ИГИЛ и призывать к этому. Шаги в этом направлении уже предпринимаются. И контакты с умеренной частью сирийской оппозиции все-таки, хочется верить, принесут свои плоды", – сказал политолог.
А в том, что касается противоречий между конгрессом и президентом по поводу тюрьмы Гуантанамо, полагает он, определенную роль играет и начавшаяся предвыборная борьба республиканцев и демократов.
"Для Обамы, конечно, важно сохранить свою изначальную либеральную, гуманитарную повестку дня. Он не хочет уйти в историю как президент, который не выполнил своих обещаний. И так уже многие надежды на Обаму не оправдались в США, а если еще такое не самое сложное обещание он не может выполнить о закрытии тюрьмы, то это для него и демократов не очень здорово. Но при этом, когда эта идея выдвигалась, она была достаточно декларативной. А в связи с ней возникает множество вопросов технического, юридического характера. Куда переносить тюрьму, где места размещения этих заключенных, как создавать инфраструктуру такого рода? Параллельно существует история скандалов в связи с нахождением американских тайных тюрем на территории Восточной Европы. То есть все это обрело такой не технический, а политический контекст. И республиканцы используют вопрос о Гуантанамо как свидетельство слабости президента. Это вопрос, скорее, более символический, чем содержательный, но факт остается фактом: президенту не удается решить даже эту не самую крупную проблему", – заключил Андрей Кортунов.