Автор Дмитрий Геер
В 1946 году была создана Трехсторонняя комиссия с целью возврата золота, украденного нацистами. Среди истцов были: Албания, Австрия, Бельгия, Чехословакия, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Польша и Югославия.
Выделяя желтый металл в отдельную статью, создатели комиссии сразу признавали тот факт, что решить вопросы, связанные с похищенным нацистами золотом, будет особенно трудно. Это связано, прежде всего, с тем, что после переплавки доказать изначальную принадлежность золота фактически невозможно, подчеркивает научный сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Залесский:
"С золотыми запасами возникли проблемы. Дело в том, что когда мы говорим о культурных ценностях, то можно определить их принадлежность, потому что это конкретные вещи, у них есть своя история. Что касается золота, то если оно переплавлено имперским банком, то найти концы, в общем, невозможно. Поэтому в отношении некультурных ценностей, включая потери золота, были поставлены условия компенсаций".
Говоря о нацистском золоте, чаще всего имеют в виду золото, украденное из центральных банков Европы. Количество украденного оценивают в сумму 400 млн долларов или даже больше. Однако золото поступало нацистам далеко не только из банков: ювелирные изделия, золотые зубные протезы, просто отдельные монеты – все, что можно было отнять у приговоренных к смерти. Стоимость переплавленного золота, поступившего от подобных операций, оценивается еще в 140 млн долларов. В результате после войны в Германии были обнаружены огромные запасы золота, в крупнейшем из них было 8 тысяч тонн. А по оценкам специалистов, половина награбленного золота к тому моменту была продана на мировом рынке. Страны-победители после войны распорядились этими запасами, напоминает Константин Залесский. Однако исключать то, что найдутся хозяева этого золота и пойдут под суд, не стоит, добавляет историк:
"Что касается возврата золота… Если будет обнаружено какое-то золото нацисткой Германии, то вернуть его можно будет только в том случае, если будет определена его принадлежность, что, в принципе, практически невозможно. То, что золотой запас Германии на момент ее поражения делился между странами победительницами, это, в принципе, может создать определенный юридический прецедент по претензиям на найденное золото, но это приведет в результате к довольно длительным судебным тяжбам, которые будут тянуться не один год. В общем и целом, с золотом есть определенные проблемы, и речь о нем может идти, только если будут найдены очень большие запасы золота, а этого, в принципе, не должно быть".
Это все означает, что вопрос реституции золота так и останется в списке нерешенных. Как остаются нерешенными многие вопросы перемещенных ценностей, добавляет кандидат исторических наук, преподаватель Российского государственного гуманитарного университета Вадим Трухачев:
"Процесс идет достаточно тяжело, особенно тяжело он идет на нашем направлении. Это один из камней преткновения в наших отношениях с Германией и Австрией. Вопрос возник из-за того, что часть ценностей после войны из Германии попала в СССР. Тут можно вспомнить и Балдинскую коллекцию, и часть коллекции Шлимана, и еще кое-какие ценности. Вопрос только в том, что в СССР немецкие ценности попали после того, как захватчики в СССР разграбили сотни музеев и увезли их в Германию и в Австрию. Сложности возникли в наше уже время по той причине, что немцы и австрийцы задокументировали и список полный предоставили. А у нас полный список того, что награбили нацисты, не готов до сих пор. В этом смысле нам разговаривать достаточно тяжело. Нам в любой момент могут сказать, что у нас списки не готовы".
Кстати, эксперты говорят, что тема возврата реквизированного Третьим Рейхом золота также будет еще долго оставаться в центре внимания. По оценкам, удовлетворено только 65% заявок. Более того, золотые слитки не анализировались для установления их происхождения, и, следовательно, не возвращались исходным владельцам. Примечательно, что, например, в части золотых монет, которые получила Албания, было небольшое количество поддельных монет, хотя и золотых. А в 1997 году Deutsche Bank пожертвовал более 3 млн долларов жертвам Холокоста. Ранее банк признал, что проданные в 1995 году золотые резервы могут быть золотом, награбленным нацистами.