Автор Дмитрий Геер
Для Советского Союза вопрос о захваченных нацистами культурных ценностях стоял особенно остро. За годы оккупации на территории СССР было разрушено до трех тысяч исторических городов, разграблено более 400 музеев. Только из 14 наиболее крупных музеев страны фашистами было вывезено или уничтожено почти 270 тысяч экспонатов. Всего же число похищенных экспонатов приближается к отметке в 600 тысяч.
Полностью были вывезены художественные собрания музеев Смоленска, Краснодара, Пятигорска, Алупки, Ростова и других городов. Сожжены музеи мирового значения – "Ясная Поляна", "Бородино", "Путевой дворец" в Калинине. Особо стоит отметить трагедию, которая постигла пригороды Северной столицы. Так, в 1941 году из дворцов Петергофа были вывезены 34 тысячи музейных экспонатов. Из Екатерининского и Александровского дворцов в Пушкине было похищено все убранство – паркеты, плафоны, мебель, собрания картин, гобелены, книги из дворцовых библиотек, коллекция икон Петра I, собрание фарфора Екатерины II. Несмотря на понесенные потери, вопрос о реституции не был на повестке в первое послевоенное время, напоминает научный сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Залесский:
"Сразу после окончания Второй мировой войны вопрос о реституции как бы и не стоял. Было понятно, что все культурные ценности, которые были захвачены нацистами во время оккупации определенных территорий, должны быть возвращены по принадлежности. Вопрос какой-то, что это может быть не возвращено или возвращено при каких-то условиях, не стоял".
Однако со временем речь зашла о так называемой "компенсаторной реституции", как одном из видов реституции. Уже тогда было понятно, что вернуть все, что было захвачено нацистами, будет невозможно. А значит, вступает в силу такой вид материальной международно-правовой ответственности государства-агрессора, когда Германия обязана компенсировать причиненный материальный ущерб путем передачи предметов того же рода, что были незаконно вывезены в период оккупации. Механизм компенсаторной реституции раскрывает Константин Залесский:
"Что касается культурных ценностей, то они потом вывозились, в том числе, и в качестве компенсаторной реституции, то есть возмещения за утраченные культурные ценности. Условно говоря, это следующее: на территории СССР были уничтожены некоторые культурные ценности, то есть они пропали безвозвратно. Либо они были уничтожены, либо они не были обнаружены, может, они где-нибудь спрятаны. И в качестве компенсации, компенсаторной реституции, трофейные бригады вывозили в Советский Союз те же самые культурные ценности, которые они обнаружили в Германии, или в Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии – в тех странах, которые нанесли урон. Была такая компенсаторная реституция".
По прошествии времени появились и другие пути решения этой проблемы. В 50-х годах прошлого века в ГДР была возвращена часть ценностей, включая Пергамский алтарь и "Сикстинскую мадонну" Рафаэля. Фактически было недвусмысленно признано, что данные ценности являются частью немецкого культурного наследия. Говорит Константин Залесский:
"Из-за них сейчас и идет определенная спекуляция, то есть что-то мы даже вернули, включая Дрезденскую галерею. Но их мы вернули по собственной воле и по собственной инициативе. Это была добрая воля СССР, и они были возвращены. Что касается вопросов возврата Германии тех культурных ценностей, которые попали к нам, прежде всего, в качестве компенсаторной реституции, то по закону 1998 года все культурные ценности, оставшиеся в нашей стране, являются ее национальным достоянием. Мы, в общем и целом, никому возвращать это не собираемся".
Проблема ценностей, перемещенных в годы Второй мировой войны, была общеевропейской, напоминают эксперты. При этом многие страны смогли уладить спорные вопросы. Это было связано с целым списком обстоятельств, считает кандидат исторических наук, преподаватель Российского государственного гуманитарного университета Вадим Трухачев:
"От Греции до Норвегии – география огромна. Это Югославия, прежде всего, Греция, Польша, Чехословакия, точнее говоря – Чехия. Потом Норвегия, в меньшей степени Дания и Голландия, Франция. Многим из них вопрос закрыть удалось. Во-первых, это союзники по тому же самому НАТО и ЕС, во-вторых, ценностей там пропало меньше, и составить список было проще. Ну и работали соответствующие чиновники от местных министерств культуры, что называется, с большим рвением, большим усердием, да и с большей отдачей, чем работали наши чиновники. Достаточно вспомнить, как господин Швыдкой просто предлагал безвозмездно отдать часть ценностей Германии, и какой скандал из-за этого поднялся. Ничего подобного чиновники в той же самой Норвегии позволить себе, естественно, не могли".
Еще один немаловажный аспект. Проблемы с перемещенными в годы войны ценностями нередко становится благодатным полем для переписывания истории. И вот уже голливудский фильм подробно рассказывает о том, что доблестные американские "искусствоведы в штатском" вырывают из рук советских солдат бесценные экспонаты, еще раз доказывая всему миру, кто в доме так хочет быть хозяином.