Автор Михаил Шейнкман
Валерий Стрелец Молдавии запомнится уже только тем, что внешне напоминал Владимира Путина. Даже сотрудники ООН на юбилейной Генассамблее обознались. Позже сам признавался, что чувствует себя неуютно, когда "кто-то смотрит на него с широко открытыми глазами, а позже разочарованно понимает, что он — не президент России". Теперь он даже не премьер Молдавии. И для него, между прочим, это еще не самый плохой вариант. Влад Филат подтвердит. Того из зала парламента отправили сразу за решетку. Этого — всего лишь в отставку.
На посту не продержался и ста дней. Беспрецедентный случай в молдавской истории. Стрелец появился, по большому счету, случайно. Как и его предшественник, Кирилл Габурич. Того обвинили в подлоге диплома о высшем образовании. Этот, по сути, подлогом оказался сам. Поэтому была без радости любовь. Из тех трех месяцев, что он управлял правительством, два народ требовал его отставки. Широко, с палатками, многотысячными манифестациями. После ареста лидера ЛДПМ Влада Филата по обвинению в причастности к хищению банковского миллиарда Стрельцу предлагали уйти добровольно. Сохранить если не мундир, то хотя бы его честь. Не захотел.
64 депутата не оставили ему ни того, ни другого. Оппозиционные коммунисты с социалистами и примкнувшие к ним правящие демократы. Последние-то и решили все дело. Что неудивительно, поскольку именно они его сначала и завели. Против Филата. Стрелец пошел "паровозом". В последнем слове тоже во всем обвинил хозяина Демпартии и главного олигарха страны Плахотнюка. Конечно, знает, что говорит. Сам же был продуктом этого странного двуличного сговора. Не потому, что между двумя лицами (Филат и Плахотнюк разделили сферы влияния в республике между собой). А потому, что каждый из них ждал удобного случая, чтобы расправиться с компаньоном. Плахотнюк ударил первым. И попал. Прямо в контекст народного протеста.
Эра Стрельца оказалась недолгой, но, видимо, переломной. Вероятно, он запомнится как последний премьер периода глубокой государственной деградации. Шесть лет история Молдавии — это история провинциалки, которая поступала в ЕС и не поступила. Но осталась на трассе. Плахотнюк и Филат взяли ее под опеку. В сутенерском смысле этого слова. Не желая уступать друг другу страну, они подкладывали ее под случайных деятелей, позволяя им наслаждаться властью, а себе — дивидендами от нее. Плахотнюк Филата в итоге убрал и теперь ему делиться не с кем. Значит, либо он будет пользоваться Молдавией один, либо ей все-таки попытаются вернуть доброе имя. Но для этого ее следует, как минимум, убрать с евротрассы.
Что касается Стрельца. В Молдавии у него есть неплохой бизнес. Но чтобы не оказаться рядом с Филатом, ему, возможно, придется сменить и сферу деятельности, и место жительства. Как раз по соседству есть одна большая страна, где освоились уже сотни тысяч его соотечественников. К тому же двойники выдающихся личностей здесь очень неплохо зарабатывают на Красной площади. Пусть поинтересуется у "Сталина" или у "Ленина". Главное, чтобы он по привычке не вздумал выдавать себя за премьера Молдавии. За три месяца даже сами молдаване никакого сходства так и не увидели.