В Турции 1 ноября пройдут уже вторые за год парламентские выборы. Необходимость их проведения обусловлена тем, что по итогам первых, состоявшихся 7 июня, политическим партиям не удалось договориться о формировании правящей коалиции и нового кабмина.
На этот раз избирательная кампания проходит на фоне операции против боевиков Рабочей партии Курдистана на юго-востоке страны и терактов, наиболее крупный из которых произошел 10 октября, когда в результате взрывов на антивоенной демонстрации погибли свыше 100 человек.
По прогнозам экспертов, правящая "Партия справедливости и развития" сохранит лидерство и наберет чуть более 40% голосов. Второй останется "Народно-республиканская партия". Тройку фаворитов замыкает правая "Партия националистического движения".
Ряд аналитиков считают, что результаты предстоящих выборов в Меджлис могут лишь незначительно отличаться от июньских. К такому мнению присоединяется и руководитель Санкт-Петербургского Центра изучения современного Ближнего Востока, кандидат исторических наук Гумер Исаев.
"Фактически та расстановка сил, которая в июне уже случилась, может получиться и сейчас. Чуть разниться будут, вероятно, результаты у "Партии справедливости и развития" и "Партии националистического движения". Но в Стамбуле многие говорят о том, что, скорее всего, сохранится прежняя конфигурация с небольшими изменениями", — сказал Гумер Исаев в эфире радио Sputnik.
Вместе с тем, по его словам, есть опасения, что активность избирателей на предстоящем голосовании не будет слишком высокой.
"Нельзя забывать, что сейчас праздники, растянувшиеся до 2 ноября. И рассчитывается, что явка не будет очень высокой. Турецкий избиратель достаточно активен в принципе, но очень много выборов было за последние полтора года: и президентские, и муниципальные, и губернаторские, потом парламентские, сейчас вновь они. И избиратель мог от этого устать", — считает Гумер Исаев.
В то же время, уверен он, итоги предстоящего голосования должны дать новый толчок для дальнейшего развития российско-турецких отношений.
"Как говорят многие турецкие политики, и оппозиционные, и проправительственные, основа российско-турецких отношений — это экономика. И для Турции, безусловно, был бы очень выгоден тот же "Турецкий поток". И все эти проблемы замедления дел с "потоком" пока связаны с политической нестабильностью. Что вот когда будет новый кабмин, то тогда можно будет иметь дело уже с людьми, которые, по меньшей мере, в ближайшие годы будут находиться на своих постах. В том числе и на посту министра энергетики. А в целом предполагается, что отношения России и Турции будут на прежнем высоком уровне. А к жестким в отношении РФ высказываниям президента Эрдогана надо относиться, как к предвыборным. Он обрушился буквально на днях и на Соединенные Штаты. Поэтому мне кажется, что это такая политическая риторика перед выборами, когда Эрдоган старается показать себя таким независимым, критикующим и Россию, и США, и вообще всех вокруг. Турции нужна Россия как экономический партнер, нужен газ — нужен со скидкой, но все равно нужен. И АЭС "Аккую" тоже важный для Турции энергетический проект. Уже многие испытания прошли российско-турецкие отношения в последнее время. Я имею в виду и события вокруг Крыма, и связанные с Сирией. Но пока я бы оптимистично смотрел на их будущее", — заключил Гумер Исаев.