Чистый убыток англо-голландской нефтегазовой компании Royal Dutch Shell за третий квартал текущего года составил 7,416 млрд долларов против прибыли в 4,463 млрд за аналогичный период годом ранее, сообщила компания.
В убыток сработали, в том числе, подразделения геологоразведки и добычи. В этой связи стоит напомнить, что в разное время компания вложила почти 7 млрд долларов в геологическую разведку у побережья Аляски. А месяц назад вышла из этого проекта.
"Результаты исследований в этой части бассейна стали разочаровывающими. Shell прекращает дальнейшую разведку у берегов Аляски на период обозримого будущего", — сообщил нефтегазовый гигант.
Shell, как и другим компаниям нефтедобывающей отрасли, приходится адаптироваться к глубокому и, возможно, затяжному спаду цен на нефть и газ, пишут западные СМИ. Поэтому они замораживают дорогостоящие проекты.
В данном случае Shell разочаровали, скорее, не результаты исследований на шельфе Аляски, а сохраняющиеся низкие цены на нефть, считает начальник аналитического отдела инвестиционной компании "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских.
"Их не устраивает соотношение предполагаемых затрат и текущие цены. При таких ценах те проекты, по которым она собиралась начинать там добычу, являются нерентабельными. Поэтому проекты замораживаются "до лучших цен", — сказал Николай Подлевских в эфире радио Sputnik.
Shell придется пойти и на оптимизацию иных расходов компании, полагает он.
"Конечно, компании впору задуматься о сокращении сопутствующих расходов. Но в первую очередь об этом уже, наверное, задумались акционеры. Потому что в 2014 году прибыль на акцию составляла 2,26, а сейчас за девять месяцев этого года — 0,16 доллара. Ну и по понятным причинам акции компании снижаются, уже четверть стоимости потеряли в этом году. В принципе, здесь Shell не уникальна, большие трудности наблюдаются у целого ряда энергетических компаний по всему миру", — отметил эксперт.
По его мнению, сейчас достаточно сложно предсказать, когда же нефтегазодобытчики смогут вновь приняться за свои отложенные планы и проекты.
"Если рассуждать, исходя из баланса спроса и предложения, то здесь я, скорее, склонялся бы к тому, что цены на нефть в какой-то среднесрочной перспективе в два-три года должны были бы подрасти. Однако поскольку нефть является очень политизированным товаром, то здесь подключаются еще иные соображения, игры вокруг нефти, завязанные на деривативы и фьючерсы. И с помощью этих инструментов можно влиять на цены, и мы это видели, когда в 2008 году цены на нефть снижались более чем в два раза, при том, что объемы потенциального спроса сократились всего на 5%", — сказал Николай Подлевских.
Но запас прочности у западных "нефтегазогигантов" есть, считает он.
"Если судить по той же Shell, то ее подразделением "апстрим", занимающимся разведкой и добычей, получены большие убытки, но по подразделению "даунстрим", которое занимается в основном нефтепереработкой и сбытом, получены серьезные прибыли. У таких компаний много направлений и одно страхует другое. Катастрофичным снижение нефтяных цен может оказаться для тех компаний, которые занимаются только добычей. И таких компаний в США достаточно большое количество, в том числе компаний крупных, которые занимаются добычей сланцевой нефти. Вот здесь в ближайшие день-два мы ждем каких-то неприятных известий. Поскольку как раз идет период отчетности нефтегазового сектора. Это становится общим трендом — сворачивание и подготовительных, и разведочных работ на сланцевых месторождениях. В США сланцевая добыча сейчас снижена примерно на 10%. Это очень существенно и произошло за последние несколько месяцев. А проекты, которые пока не развернулись, в том числе в Польше, Австралии, на Украине, сейчас замораживаются. И думаю, что вернутся к ним совсем не скоро", — заключил Николай Подлевских.