Автор Михаил Шейнкман
Джон Керри, наконец, сможет лично убедиться в том, что "Кырзахстана" не существует. Хотя, похоже, он для того и затеял свой первый вояж в Центральную Азию, чтобы его создать. Обмолвился об этом еще на заре своей дипломатической карьеры. Рассказывая студентам о внешнеполитических делах США, заявил, что "Госдеп поддерживает демократические преобразования в Кырзахстане". Сам потом объяснил ошибку правом любого американца на глупость. Но многие тогда так и подумали: она не в словах, а в мыслях. Оговорка по Фрейду.
За эти несколько лет Керри, конечно, подучил географию постсоветского Востока, но смысла в его разделении на страны, видимо, так и не понял. По крайней мере, в этот, как назвали его в Госдепе, "исторический визит" (еще ни один госсекретарь не посещал все республики Средней Азии сразу) он отправился, чтобы связать ее воедино. С Америкой. За три дня — пять столиц и гвоздь программы: Самарканд. Здесь произойдет главное политическое событие — совместная с министрами иностранных дел презентация нового партнерского формата. Чтобы больше не попадать впросак с буквами, Госдеп решил изъясниться языком цифр. "С5+1". Так Штаты назвали формулу своего "большого возвращения" в Центральную Азию.
В Вашингтоне признают, что несколько упустили ее из вида из-за более принципиальной геополитики. И не то чтобы сейчас у них больше времени появилось. Но покрутили глобус и нашли свободные уши там, где уже забывать начали об американском могуществе. А ведь и в этих широтах есть над кем поработать. В Киргизии, например, пророссийский Атамбаев скоро уйдет. У президента здесь только один срок. В иных странах их не считают. Но Рахмон в Таджикистане никогда не отказывался от добрых слов на американском английском. Узбекистан и Казахстан — на грани смены поколений. Туркменский Бердымухамедов только подает признаки вечной жизни во власти, но сам хочет быть приятным во всех международных отношениях.
Иными словами, регион — самое подходящее место, чтобы душу отвести. Ну, или попытаться пусть не взять у России реванш за все, но хотя бы тряхнуть дипломатией на ее поле. Хотя потолкаться Соединенным Штатам придется не только с ней. Плотненько здесь становится от многовекторности. К традиционным игрокам — Москве и Пекину — уже и Дели подтягивается. Премьер Нарендра Моди пару месяцев назад оставил местным правителям свои визитки. Буквально на днях каждый из них принимал и главу японского правительства Синдзо Абэ. Тоже не с экскурсией наведывался. Но у Вашингтона свой подход. Ставка не на экономическое, а на военно-политическое сотрудничество. Они здесь все в этом заинтересованы. Ну, может быть, Киргизия с Манасом уже сказала, как отрезала. Хотя и с ней, полагают в США, еще совсем не все потеряно.
В любом случае, коль Азия Средняя, они и формат для нее подобрали усредненный. Примерно как "Восточное партнерство" у ЕС. Толку никакого, но как бы фиксирует влияние. Тут главное — создать "куст". А дальше — хоть трава не расти. Удобно. Потому Вашингтон и сливает всю пятерку в общий плавильный котел, чтобы стереть различия. Ведь перед истинной демократией все должны быть равны. Хорошо, если бы еще и бессильны. Но это потом. "С5+1" — это же формула для постепенного упрощения. При этом число "с" в ней может быть, каким угодно. И только один всегда стремится к плюсу.