Автор Михаил Шейнкман
На волне как на волне. Соединенные Штаты понесло. Американский эсминец "Лассен" на расстоянии 12 морских миль от рукотворных китайских островков Мисчиф и Суби в спорном архипелаге Наньша (Спратли) – это только начало, как они говорят, "рутинных маневров". Каким может быть их развитие, не уточняют. Но, как сказал Обама Си Цзиньпину на встрече в Белом доме, Америка "продолжит летать, плавать и действовать везде, где это позволяет международное право". Ее, надо полагать, международное право.
Потому и 12 миль, что размер имеет значение. Это предел, на котором заканчиваются нейтральные воды и начинается морской суверенитет. Чтобы доказать Китаю, что они его здесь в упор не видят, США могут ближе и не подходить. Они всегда утверждали, что суша, которую Поднебесная наращивает на месте рифов, не дает ей права считать прилегающую акваторию своей. Сейчас подвели под это обоснование миноносец.
Китай сразу назвал его появление угрозой суверенитету. И это была еще самая мягкая формулировка. Во внешнеполитическом ведомстве КНР посоветовали США хорошо подумать, прежде чем в следующий раз создавать конфликтные ситуации. Но следующего раза пока не будет. Они еще этот не довели до логического завершения. И, похоже, сами не знают, каким оно должно быть. Глава Пентагона Эштон Картер лишь пообещал растянуть показательные выступления в Южно-Китайском море "на недели, а может быть, и дольше". Совершенно точно они тестируют Пекин. Проверяют его готовность к ответной реакции.
Это откровенная провокация. И для Си Цзиньпина она тем более чувствительная, что США пошли на нее через месяц после того, как впервые принимали его у себя. Очень характеризует уровень доверия. Судя по тому, что на подготовку даже такого одиночного плавания нужно времени гораздо больше, Обама, когда любезничал с высоким китайским гостем, уже держал кукиш в кармане, а "Лассен" на рейде. Роялем в кустах, чтобы разыграть все как по нотам, когда закончатся слова.
Это обострение – такое же искусственное, как и сами китайские острова. Только выглядит так, будто возникло все на пустом месте. На самом деле – это стратегический, если не ключевой участок мирового океана. И США едва ли всерьез волнуют территориальные интересы всех остальных – тех, кто претендует на архипелаг. Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины, Бруней. Все имеют здесь свои небольшие воинские контингенты и пытаются теми или иными способами расширить зону влияния. Но получается только у Китая. Ситуация, почти как в хоккее. Великолепная пятерка и Пекин. И такой хоккей Штатам не нужен. Поскольку, по мнению Вашингтона, Китай слишком далеко отходит от своих ворот.
А здесь, между прочим, Малаккский пролив. Через него проходит 25% мировой торговли. Это один из самых бурных судоходных районов планеты. Практически дорога жизни. А США, можно сказать, только жить-то и начинают. Чернила еще не высохли, как подписали 11 стран на зону свободной торговли в Тихоокеанском регионе. Поэтому здесь они патрулируют свое будущее, ограничивая Пекин его настоящим. Пребывая в эйфории от соглашения по ТТП, Обама ведь, так и сказал: "Мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать их сами". Судя по эсминцу, уже не только вилами по воде.