Автор Ярослава Бычкова
Россия укрепляет свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выстраивая отношения и в рамках экономических объединений, и развивая отношения с наиболее активными игроками этого рынка. Вместе с другими государствами Россия работает над системой, при которой ни у кого не будет права диктовать свои условия другим.
В середине октября в силу вступил федеральный закон "О свободном порте Владивосток". По словам экспертов, теперь Владивосток станет настоящим центром притяжения интересов как зарубежного, так и отечественного бизнеса. А подобные новые возможности, которые появляются на Дальнем Востоке, дают надежду на то, что Россия станет играть еще более активную роль в АТР, где сегодня у нашей страны все складывается удачно, отмечает доцент кафедры мировой экономики ВШЭ Петр Мозиас:
"У нас с азиатским регионом перспективы, потенциал – очень хорошие. И с Китаем, и с целым рядом других стран. Если мы будем развивать свою экономику и диверсифицировать свой экспорт за счет высокотехнологичной продукции и высокотехнологичных услуг, то мы сможем сбывать, прежде всего, свою продукцию на рынках развивающихся стран, в частности азиатских, которые являются нашими традиционными партнерами и которые к России относятся очень хорошо. И с точки зрения политической, и с точки зрения психологической".
Но Россия вынуждена признать, что работа на этом направлении еще только начинается, хотя уже есть серьезные успехи, продолжает эксперт:
"Мы вообще в АТР представлены очень слабо нашими дальневосточными регионами и сфера их специализации – сырьевая продукция. У нас на дальневосточном фланге есть существенное экономическое сотрудничество с Китаем и с определенными странами – нашими историческими партнерами, например, с Вьетнамом".
Но все-таки самым главным партнером остается Китай. И если американцы не готовы к развитию равноправных отношений, Россия уже добилась многого, а теперь уже изучаются новые проекты, которые позволят еще больше расширить подобное сотрудничество, заключает профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский:
"В первую очередь наш партнер – это Китай. Мы с Китаем входим в ШОС. Но сейчас этот формат немного устарел, и он меняется на новый. Наш Евразийский экономический союз начинает сопряжение с китайской идеей "Шелкового пути". Эта идея была провозглашена всего два с небольшим года назад, но уже очень серьезно развита, под нее подведены большие деньги. Есть фонд "Шелковый путь" – это 50 млрд, и Азиатский банк инвестиций и развития – это 100 млрд долларов. Если мы сейчас сможем создать с китайцами какие-то механизмы сопряжения и принять эти деньги – в первую очередь имеются в виду инфраструктурные проекты типа строительства железной дороги Москва-Казань, она может быть продлена дальше, на другие шоссейные дороги – то мы получим реально эти китайские деньги и сможем развиваться".
Помимо конкретных инвестиционных проектов страны связывают и партнерские отношения в рамках такого влиятельного экономического объединения как БРИКС, которое не ограничивается только АТР, продолжает Юрий Тавровский:
"Конечно, мы хотим оставаться суверенным государством, мы не принимаем американский политический и экономический диктат. Но я думаю, одним бы нам не устоять. Но поскольку у нас есть БРИКС, у нас есть другие единомышленники, то я думаю, что это противостояние в ближайшие годы будет продолжаться, может быть и нарастать".
Противостояние касается не только экономических аспектов. Так, Россия озабочена попытками изменить баланс в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ситуации, когда сюда завозятся вооружения и наращивается активность в рамках существующих военных блоков.