Автор Павел Иванов
С подачи ряда западных стран, в том числе США, Франции и Великобритании, ООН предложила Ливии создать правительство национального единства. Что, вообще-то, представляется единственно возможным вариантом достижения гражданского мира в условиях затяжного двоевластия, разгула криминала и терроризма на никем не контролируемых территориях. Однако стороны конфликта, базирующиеся в Триполи и Тобруке, после некоторого раздумья в итоге категорически отвергли эту инициативу. Возникает вопрос: почему? И, похоже, ответы на него оптимизма не вселяют даже в тех на Западе, кто привык смотреть на политику через розовые очки.
Четыре года назад Запад осуществил операцию в Ливии, в результате которой полковника Каддафи растерзали его непримиримые противники. Страна лишилась сильного и харизматичного лидера, каким бы "кровавым диктатором" его ни рисовали западные пропагандистские "живописцы". Политика, который цементировал исторически состоящую из трех частей страну и держал ее жителей "в рамках приличий". В том числе за счет очень неплохого уровня жизни и медленного, но уверенного экономического роста. Стоило Каддафи уничтожить, как в стране воцарились хаос, межплеменные и бандитские разборки. Нефтяные участки и сотни километров ливийского побережья уже контролируют боевики запрещенного в России "Исламского государства". И этот участок становится воротами в Европу не только для ищущих лучшей доли беженцев, но и для хладнокровных террористов. Не случайно представители политического бомонда Европы все чаще говорят о том, что вмешательство в дела Ливии было трагической ошибкой и большой глупостью Запада. Правда, расплачивается за эту глупость только Европа. США ввиду своей географической отдаленности от своей доли ответственности легко ушли.
И вот в этих условиях отказ от идеи ООН выглядит, увы, логично. В Ливии не доверяют Западу. Даже политический класс этой страны осознает, что внешняя политика Вашингтона и европейских государств как минимум провальна, а то и преступна. И "клевать" на новую приманку нет никакой охоты. Кроме того, в отсутствии сильного лидера кто же захочет добровольно отказываться от власти и многочисленных привилегий, которые она дает?
Ливии нужна конкретная политическая, организационная и финансовая помощь, а не бесконечные конференции, которые проводятся все последние годы. Однако в своих "лучших" традициях Запад не спешит оказывать такую помощь. Вместо этого произносятся громкие и красивые слова. Например, глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что военный блок НАТО не может сыграть значительную роль в урегулировании ситуации в Ливии. Дескать, больше бомбить не будем. Ну что ж, видимо, ливийцы теперь должны сказать: и на том спасибо.