Автор Ярослава Бычкова
Эксперты все больше склоняются к мысли, что у властей Киева нет четкого плана реструктуризации государственного и гарантированного долга. Вместо него имеет место некая схема, которая никак не способствует развитию экономических процессов.
Верховная рада приняла пакет законов о реструктуризации государственного и гарантированного государством долга. Правительство получило право выпускать и размещать облигации и деривативы. Выплаты доходов по ним, а также погашение Украина должна проводить деньгами или как договорится.
В свою очередь, МВФ, Всемирный банк и страны-партнеры готовы, правда, частично помочь Украине. Но только в том случае, если Киев реструктурирует коммерческий внешний долг, который на сегодня составляет примерно 19 млрд долларов США. Все это мало чем отличается от отношений между любыми должниками и кредиторами, замечает директор Института Восточной Европы Александр Погорельский:
"Если у тебя есть кредитор, который не способен обслуживать долг, который не способен платить по нему ни проценты, ни тело, у вас есть выбор: либо требовать от него выплат и загонять его в угол, либо дать ему возможность расплатиться. То есть реструктуризация долга проводится не только между странами, но и с обычным кредитором. Это разумное поведение: если они понимают, что потенциально кредитор может рассчитаться при смягчении долговой нагрузки, то в международной практике могут и сократить тело, и дать рассрочку по выплате процентов. Это экономическая сторона дела и она вполне разумна. Естественно, существует и политическая сторона, от нее никуда не деться. Когда в условиях противостояния, которые мы имеем на Украине, надо поддержать правительство Украины, которое, собственно, ведет войну, но на своей территории и несет значительные военные потери".
Но есть еще и фактор кредиторов. А они в качестве платы за отсрочку и списание 3,8 млрд долларов, помимо процентов, доходов и самого долга, решили потребовать с Украины и долю от роста экономики. В результате все приведет к тому, что нынешняя реструктуризация обернется новыми долгами при отсутствии хоть какого-то списания. Причина подобных результатов проста, заключает руководитель направления международных рынков БКС Юрий Скоркин:
"Украина не в состоянии самостоятельно зарабатывать денежные средства, и сейчас основное усилие должно быть направлено как раз на выполнение своих социальных обязательств: пенсии, зарплаты и стабилизационный фонд, которого у Украины сейчас нет. Поэтому по срокам сориентировать достаточно сложно. Здесь, скорее, нужно говорить о том, чтобы быстрее рассчитаться с РФ, чтобы была возможность делать новые долги".
А России Украина должна 3 млрд долларов, и договоренности о том, как они будут возвращаться, так до сих пор и не достигнуто, напоминает эксперт:
"Все знают, что Украина не в состоянии на данный момент обслуживать свои долги. В частности, российский долг на 3 млрд, который они сейчас пытаются списать на долг предыдущего руководства страны, хотя все прекрасно понимают, что обязательства перекладываются на вновь пришедшее руководство".
Но внешними долгами проблемы Украины не ограничиваются. Так, долги по зарплатам на Украине превысили рубеж в 2 млрд гривен или 92 млн долларов. На сегодня в стране нет ни одной области, где бы работникам не были бы должны. И нет ни одного человека, который может сказать, где взять деньги для покрытия этих долгов перед своим народом.