Автор Ярослава Бычкова
Беназир Бхутто стала первой в новейшей истории женщиной, возглавившей правительство в стране, где проживают преимущественно мусульмане. В 2007 году, когда Бхутто вернулась из эмиграции, на нее было совершено два покушения. В результате первого, состоявшегося 18 октября 2007 года, погибли более 130 человек, а около 500 были ранены. В результате второго теракта 27 декабря 2007 года была убита и Беназир Бхутто.
Обучение в Гарварде и Оксфорде сделало из Бхутто первоклассного оратора. Помимо этого в Великобритании она изучала политологию, философию и экономику. Уже после выпуска Беназир прослушала в Оксфорде углубленный годичный курс по международному праву и дипломатии. По возвращении домой Бхутто начинает работать у своего отца. Однако после военного переворота, расстрела отца и домашнего ареста, она уезжает обратно в Великобританию. Этот момент и можно назвать началом ее политической карьеры: в изгнании, она возглавила Народную партию Пакистана. В конце 80-х у Бхутто появляется возможность вернуться на родину, где она не просто принимает участие в свободных выборах, но, после победы своей партии, становится первой женщиной-премьером в истории исламского государства. Тот Пакистан, в котором Бхутто одержала такую крупную победу, очень сильно отличался от страны, из которой она эмигрировала во второй раз и куда вернулась незадолго до своей гибели, подчеркивает эксперт Фонда развития институтов гражданского общества "Народная Дипломатия" Владимир Киреев:
"Пакистан в постколониальный период оставался достаточно управляемым пространством, цивилизованным пространством, на котором в течение десятилетий оставались школы, совместное обучение мальчиков и девочек, была выстроенная образовательная система, были профсоюзы. Это было бедное центральноазиатское государство со всеми элементами современной цивилизации. Несмотря на то, что она была женщина, Беназир Бхутто стала успешным политиком, что для того периода времени было исключением для очень консервативной мусульманской страны. Эта женщина была премьером, и в период ее правления, в начале ее правления это было еще достаточно современное светское государство с исламским населением. А вот когда она заканчивала свое правление и после ее возвращения из эмиграции, мы видим, что Пакистан пережил серьезную деградацию. Выросло количество исламистских группировок, криминализирована оказалась огромная часть внутреннего рынка. В Пакистане существует огромная работорговля, рэкет, вымогательство, наркоторговля, значительная часть страны не контролируется центральным правительством. При этом существуют большие противоречия между разными спецслужбами и государственными институтами, которые напоминают феодальное устройство: каждое ведомство ведет себя как некая рыцарская структура, которая подчиняется своему феодалу".
Но в тот момент, когда Бхутто заняла премьерское кресло в первый раз, ситуация в стране была совсем иной. Ей удалось даже провести за два года некоторые социально-экономические реформы и улучшить отношения с соседями. Однако коррупционные скандалы заставили Бхутто уйти в отставку. В 1993-м она опять выигрывает и снова становится премьер-министром. Теперь уже на повестке дня широкомасштабные реформы – национализируются нефтяные месторождения, идет борьба с безграмотностью населения, побежден полиомиелит, в бедные села и деревни проведены электричество и питьевая вода.
Бхутто ввела бесплатное здравоохранение и образование и увеличила расходы на них. Но одновременно растет и коррупция. Очередной громкий скандал – и снова отставка правительства. Опять эмиграция. А к власти в Пакистане приходят силовики во главе с генералом Первезом Мушаррафом. Только через восемь лет он разрешает Бхутто вернуться.
Первый взрыв прогремел прямо в толпе, которая встречала Бхутто на родине. Она решила не сдаваться и баллотироваться на новый премьерский срок. Однако 27 декабря новое покушение террориста-смертника оборвало жизнь популярного политика. Гибель Бхутто вскрыла всю глубину проблем, в которые постепенно погружался Пакистан, считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Андрей Володин:
"Искать какие-то рациональные объяснения убийству Беназир Бхутто не приходится. Проблема в том, что в Пакистане в значительной степени ухудшилась управляемость центральной властью всеми процессами, которые происходят в этой израненной и очень противоречивой стране. Убийство Беназир Бхутто и стало одной из причин дестабилизации власти, отсутствия надлежащего контроля со стороны властей над ситуацией в стране. В свою очередь эта дестабилизация проистекает, мягко говоря, из неравномерного развития Пакистана, из того, что в Пакистане гражданское правление по своей продолжительности не превосходит правление военное.
Понятно, что на изменения нужно гораздо больше времени. А еще свою роль может сыграть грамотная помощь, которую в состоянии оказать соседи, добавляет Андрей Володин:
"Такая крупная страна с населением более 200 млн человек измениться в течение менее чем восьми лет не может. А вот новые моменты дестабилизации и децентрализации в отрицательном смысле этого слова в жизни Пакистана появились. Поэтому говорить о том, что ситуация улучшилась, очень рискованно. Я надеюсь на то, что в связи с началом процесса принятия Пакистана в ШОС, все-таки какое-то влияние члены ШОС смогут оказать на внутреннюю жизнь Пакистана.
Эксперты отмечают, что ситуация в Пакистане пока остается сложной. Прошлым летом вооруженные силы Пакистана заявили о начале "универсальной операции " против боевиков "Аль-Каиды", "Талибана", "Исламского движения Восточного Туркестана" и "Исламского движения Узбекистана" на территории Северного Вазиристана. В спецоперации задействованы около 30 тысяч пакистанских военных. По данным властей, с начала масштабной кампании были уничтожены почти три тысячи боевиков. Так что можно говорить, что современный Пакистан действует в направлении, которое указала Бхутто. Ведь незадолго до своей гибели она заявляла, что власти недостаточно решительно и эффективно борются с исламскими экстремистами.