Автор Павел Иванов
С приходом нового президента Анджея Дуды политика Варшавы ничуть не изменилась, хотя запрос на перемены в обществе немалый. Одной из ее традиционных банальностей остается антироссийская доминанта. Польша показывает себя крайне негибким, злопамятным и амбициозным государством. Точнее, таковой ее выставляет политическая элита – а вот люди как раз хотят восстановления нормальных отношений с Россией. В страстном желании насолить Москве Варшава готова на очень многое. В том числе и на то, что в народе называется "назло бабушке уши отморожу".
Вот, например, из отчета французского сената становится ясно, что во время переговоров с Россией о "Мистралях" на Париж оказывалось беспрецедентное давление со стороны не только НАТО. Особую роль в этом деле взвалила на себя Польша. Эта страна, как указывают французские парламентарии, угрожала прервать переговоры на поставку 50 вертолетов "Каракал" на сумму в 2,5 млрд евро, если контракт с Россией по "Мистралям" будет исполнен. Тем самым Варшава ставила под вопрос собственную безопасность и репутацию как делового партнера. Но когда речь идет о возможности "насолить" Москве, польских политиков эта перспектива буквально ослепляет. Отключаются логика, здравый смысл и чувство ответственности.
В итоге кое в чем Польше действительно удается выделиться. Варшава становится одним из идеологов и двигателей новой "холодной войны". В этом же ключе, безусловно, нужно рассматривать грубо состряпанный недавний скандал с российским послом в Варшаве, заявления польских дипломатов, нивелирующие подвиг и оскорбляющие память о советских воинах и, наконец, некоторые эпизоды выступления президента Анджея Дуды на Генассамблее ООН. Не мудрствуя лукаво, он заявил, что несчастная Польша в середине прошлого века подверглась двойной агрессии – Германии и Советского Союза. В глазах Дуды – это равнозначные явления, одинаковые режимы.
Да, постоянно жить историей нельзя, о чем не раз говорилось на той же ооновской площадке в Нью-Йорке. Но зачем же ее так грубо перекраивать? Интересно, почему Дуда не упомянул о действиях самой Польши перед началом Второй мировой войны? Когда в 1938 году Берлин потребовал у Чехословакии Судеты, в Варшаве решили, что пришло и их время, что пора подсуетиться. И подсуетились, "вернув" Тешинскую область с помощью вооруженных провокаций, диверсий и агрессивных действий на территории соседнего государства. Эта область была одним из наиболее развитых индустриальных регионов Чехословакии. Там проживало 120 тысяч чехов – куда больше, кстати, чем поляков. В результате окрыленная этим сомнительным успехом польская политическая верхушка не смогла трезво оценить угрозу со стороны Германии, почивая на лаврах своей спеси.
Этот сюжет на трибуне Генассамблеи Дуде, конечно, не мог пригодиться. Не вписывается он в смонтированную Варшавой картину европейской истории. Но вот о "великодержавных" претензиях в Варшаве не забывают никогда. Недавно польский лидер выступил за создание нового европейского блока государств от Балтийского до Черного и Адриатического морей. И высказался за более активное участие Варшавы в решении украинского вопроса, призвав наделить ее в этом вопросе чуть ли не эксклюзивными правами. Правда, он не пояснил, с какой стати надо видоизменять формат той же самой "нормандской четверки". Что же касается нового европейского блока, то оригинальностью это предложение не блещет. По сути, оно лишь ретранслирует стародавний польский националистический лозунг "Польша от моря и до моря". Но, видимо, этому лозунгу навечно уготовано оставаться только набором букв и слов, без реального содержания. И сколько бы Варшава ни тужилась в попытках изобразить из себя важного если не мирового, то по крайней мере европейского игрока, по факту она таковым явно не является. Пока что ее удел – попадать на первые полосы газет только в связи с разного рода кризисами и скандалами. Включая случаи явно неадекватного поведения ее политиков и их завышенные требования к зарубежным партнерам. В этом смысле Польша и Украина, конечно, состоят в близком политическом родстве.