Автор Ярослава Бычкова
Видеозапись последних минут жизни Муаммара Каддафи облетела весь мир. СМИ повторяли эти кадры бессчетное количество раз, фотографии этих сцен опубликовали все печатные издания. Говорить о недопустимости самосуда стали гораздо позднее. Последствия же произошедшего 20 октября 2011 года будут осознавать еще долго.
Национальный переходный совет Ливии пытался распространять информацию о том, что полковник Каддафи погиб случайно во время перестрелки. Однако видеозаписи очень скоро стали достоянием общественности. Они и были самым главным подтверждением того, что полковник был убит в результате самосуда повстанцами, которые смогли захватить его в плен живым, но с серьезным осколочным ранением в голову. Повстанцы пытали Каддафи в течение трех часов, а потом еще и протащили за ноги по улицам Сирта. И только после этого уже не подававшего признаков жизни полковника погрузили в автомобиль, чтобы отправить в госпиталь. Человек, который долгие годы держал в руках порядок в Ливии, был отдан на растерзание толпы, заключает профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев:
"Эта страна была "сколочена" итальянцами из трех самых разных провинций, в каждой из которых были свои племена. Так случилось, что во главе стал Каддафи, который держал страну достаточно жестко, не давая ей распасться на составные части. После известных действий со стороны западной коалиции страна развалилась, и в момент, когда он попытался скрыться из раздираемой страны, он попал в руки людей, которые его убили. Я бы не сказал, что это была целенаправленная задача западных спецслужб этим заниматься. Просто у толпы другое отношение. Вот здесь как раз произошел такой вопиющий случай самосуда вместо того, чтобы арестовать человека, отдать его под суд. А суд бы решал его судьбу".
Но до суда дело не дошло, что опять-таки никак не соответствует мировым правовым нормам. США и их союзники действовали в Ливии только по своему усмотрению, чем сильно отличались от Каддафи, который не просто сумел объединить страну, но и нашел способы поддерживать там стабильность. Говорит эксперт Фонда развития институтов гражданского общества "Народная дипломатия" Владимир Киреев:
"При Каддафи это было такое специфическое государство, режим, который был с одной стороны умеренно исламским, а с другой стороны – это было общество, которое гарантировало все социальные блага. Там был высокий уровень жизни, там была гарантирована личная безопасность граждан. Каддафи был экзотичным политиком, который дружил и с Западом, и с Россией, и с африканскими лидерами. Он иногда поддерживал терроризм, но он гарантировал на территории Ливии стабильность, свободы".
Для коалиции, которая задумала перестроить Ливию по собственному усмотрению, подобные самостоятельные институты были не нужны, поэтому Запад не особенно церемонился ни с политическим устройством, ни с главным политиком Ливии, продолжает Владимир Киреев:
"Коллективный Запад вместе с Францией, Германией, Великобританией, США разрушил это государство. Но разрушил это одноактово, мгновенно, путем развязывания гражданской войны, а потом прямого военного вмешательства. Кстати, в нарушение мандата ООН, который предполагал только введение бесполетной зоны".
Через год после трагической гибели полковника Каддафи был выпущен доклад "Смерть диктатора: кровавая месть в Сирте". Специалисты выяснили, что новые ливийские власти не выполнили данное ими обещание и не сделали ничего, чтобы расследовать смерть главы Джамахирии, его сына и десятков их казненных сторонников. В той Ливии были разрушены все механизмы и институты, которые могут поддерживать хоть какой-то порядок, констатирует Владимир Исаев:
"В Ливии в этот момент никакого закона не было: развалились спецслужбы, развалились службы внутреннего порядка, развалилась армия – она разбежалась по племенным "квартирам". Некому это было предотвращать. Эта ситуация сохраняется и по сей момент, потому что закона в этой стране нет. Посмотрите, что сейчас происходит в Ливии. Там действительно происходят самосуды, она действительно развалилась на части. И это как раз во многом связано с теми событиями, которые произошли по отношению к бывшему лидеру ливийской революции".
Убийство Каддафи стало точкой отсчета кризисного периода, из которого Ливия до сих пор не смогла выйти. Разногласия, которые сумел снимать полковник, теперь стали очевидны. В стране имеет место самое настоящее двоевластие: с одной стороны – избранный на всеобщих выборах парламент, заседающий в городе Тобрук на востоке Ливии, во главе с премьером Абдаллой ат-Тани. С другой – происламистский Всеобщий нацконгресс, заседающий в Триполи, с избранным им премьер-министром Омаром аль-Хаси. А еще в современной Ливии есть целые районы, которые центральная власть вообще никак не контролирует, но в которых все активнее хозяйничают боевики группировки "Исламское государство".