Автор Дмитрий Геер
В сентябре королева Елизавета II установила новый рекорд: она дольше всех находится на престоле. Абсолютный рекорд продолжительности пребывания на британском троне составил 63 года и 217 дней.
За это время и в Великобритании, и в мире произошли большие изменения. Так, Великобритания перестала быть империей, королевская семья платит налоги, а увидеть, как живут монархи, может любой – Букингемский дворец открыт для посетителей. Единственное, что осталось почти неизменным – это особое место королевской семьи в британском обществе. Не стоит забывать и о той далеко не декоративной роли, как хотелось бы многим, которую играет сам институт монархии, подчеркивает руководитель Центра британских исследований Елена Ананьева:
"Никто уже не помнит, что это конституционная монархия, и речь идет о том, что права монарха – они ограничены, но не ликвидированы. Она – глава вооруженных сил, она – глава государства. Парламент состоит из трех частей – Палаты лордов, Палаты Общин и монарха. Монарх утверждает законы, законопроекты и некоторые не пропускает".
Ну а публика не пропускает любого случая обсудить любые новости, которые приходят из Букингемского дворца. Журналисты с удовольствием подсчитывают активы монархии. Недавно стало известно, что Елизавета II сейчас обладает самым большим состоянием за все время своего правления – почти 30 млрд фунтов. Это активы в инвестиционных проектах, недвижимости и драгоценностях. Конечно, по меркам самых богатых людей мира королева не является обладателем огромного состояния. Но все-таки место в двадцатке богатейших королевских семей с подобным результатом ей уготовано. Но даже это состояние нельзя в полном смысле назвать собственностью королевской семьи: одни активы – это частная собственность, а вот другие – собственность, которая используется от имени народа. Следует отметить, что разговоры о том, что траты на содержание монархии надо сократить, появляются, время от времени. Чаще всего этому предшествует очередной скандал из жизни королевской семьи. И все-таки в Великобритании еще сильно уважительное отношение к монархии, которое не могут подорвать даже оскорбительные публикации в желтой прессе, уверена профессор, президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Светлана Тер-Минасова:
"Взрослые пожилые британцы, англосаксы – то, что когда-то было абсолютно подавляющим населением – там относятся как-то очень прилично, уважают королеву за стойкость, за то, что она честно выполняет свои обязанности, несмотря на возраст, болезни. Она будет стоять часами, если нужно. Ее приверженность традициям, то, что она считает своим долгом как королева, она все это усердно и добросовестно исполняет. Что касается прессы, то меня шокировали такие глупости и неприличные вещи. Мне кажется, старушка-королева не заслуживает, чтобы на обложке – конечно, это фотомонтаж – королева, очень прилично выглядящая пожилая женщина, и ее внук со скандальной репутацией, данной ему газетчиками, когда он оделся в костюм наци. Так вот он в этом костюме на ухо бабушке шепчет: "ну скажи им, что ты тогда напилась". "You were pissed" – это грубое выражение, что ты была в стельку пьяная. Внутри фотография, когда она была еще маленькой девочкой, когда она стоит вместе с сестрой и мамой, рядом ее дядя, который отрекся от престола, который был связан с Гитлером, делает жест поднятой рукой. И девочки стоят с поднятыми руками. Хотя до конца не понятно – они голосуют или дядя сказал: "поднимите руки, кто хочет мороженое". Эту фотографию обыгрывают. Это какой-то очень дурной тон прессы. Если сохранить монархию, то не для того, чтобы над ней издеваться".
Но даже не в самые простые для монархии времена отношение к этой семье и уж тем более к Елизавете II все-таки основывается, прежде всего, на уважении, продолжает доктор исторических наук, заместитель директора Института всеобщей истории РАН Михаил Липкин:
"Есть отношение определенное, разделяемое всеми, к Елизавете, как к некоей доминанте, аксиоме, к которой все относятся с огромным уважением. А вот что будет после – это уже большие вопросы. Будет ли Чарльз монархом или каким-то образом, минуя его, бразды правления передадут очень популярным детям Дианы. И какой у них будет стиль общения, коммуникаций с правительственными кругами, с кабинетом, с общественными организациями, поскольку они занимаются в значительной степени большими общественными делами – это большой вопрос. Сказать однозначно, что все общество "за" или "против" – тоже нельзя. Общество тоже меняется, появляются новые политические силы и политические партии, страна переходит постепенно от двухпартийной системы к более многопартийной, пестрой. На этом фоне роль монархии важна, она будет как фактор политической жизни страны, но спрогнозировать отношения не могут".
Но при этом сами члены королевской семьи должны всегда помнить о своем особом статусе и не позволять себя поступков, которые могут иметь далеко идущие последствия. И хотя многим на ум тут же приходит принцесса Диана и ее сыновья, однако не стоит забывать о том, что и принц Чарльз позволил себе вмешаться в политическую дискуссию. "Записки черного паука" (так из-за неразборчивого почерка журналисты назвали послания Чарльза членам парламента) никак не соответствуют тем канонам, которых должен придерживаться пусть и потенциальный, но монарх, уверена Елена Ананьева:
"Он просто высказывал свое мнение о том, что нужно, например, развивать гомеопатию, или по поводу Арктики или еще чего-то. Тут есть такая тонкость. Монарх, он вроде бы должен стоять над политикой. Но высказывая свое мнение по тем или иным вопросам, даже не политическим, направляя письма государственным служащим, например, как нам строить водопровод, он все равно вмешивается в государственные дела. СМИ 10 лет добивались того, чтобы эти письма были опубликованы, а правительство тратило огромные суммы, чтобы эти письма не были опубликованы".
И все же подобные скандалы хоть и являются непростым испытанием, но вряд ли способны серьезно изменить отношение британцев к королеве и институту монархии. И в честь рекорда правления, установленного Елизаветой II, по всей стране звонили колокола, запускали фейерверки и звучали пожелания – Long May She Reign!