Автор Ася Гром
Варшавский дворец культуры и науки строился по проекту Льва Руднева — архитектора ансамбля МГУ на Воробьевых горах в Москве. На самом деле польские товарищи из братской страны рассчитывали, что СССР поможет, прежде всего, в строительстве метро. Но когда в июле 1951 года Вячеслав Молотов во время визита в Польшу вдруг предложил построить "высотку", они согласились на такой дар Советского Союза.
"Здесь необходимо разграничить две составляющие: первая — это ультраправые политики, сеющие антисоветскую идеологию и русофобию. Вторая — обыкновенные граждане. Это две разные вещи. Варшавское общество давно приняло Дворец культуры и не воспринимает его как символ притеснения, связанный с именем Сталина. Это — функционирующий в центре города Дворец молодежи и культуры, в котором размещены развлекательные, культурные и научные учреждения, который служит горожанам. Я бы сказал, что варшавской общественности даже нравится свой Дворец. Они знакомятся не только с его интерьерами, но и обозревают со смотровой площадки панораму города. Также стоит вспомнить поствоенный период, который нам так старательно пытаются вычеркнуть из памяти. Это был период тяжелого труда, направленного на восстановление полностью разрушенного города. И факт приезда советской делегации, начавшей и закончившей строительство Дворца в самом сердце Варшавы, на ее развалинах (а ведь можно было найти другое место под строительство), должен вызывать у нас чувство благодарности. Ведь в то время Польша как государство не могла позволить себе строительство столь гигантского объекта".
В современной истории Польши этому зданию тоже нашлось место. Именно во Дворце культуры и науки в 1967 году выступали The Rolling Stones. Кстати, это было первое выступление популярнейшей западной рок-группы в странах соцлагеря. В 2000-м во Дворец были встроены часы, и он стал тогда самым высоким в мире зданием с часами. Но все это не играет никакой роли, когда политики берут историю в свои руки, уверен правозащитник Михаил Йоффе:
"Конечно, этот вопрос находится не в правовой, а в политической плоскости. В том числе, и те историко-культурные здания, памятники, которые были построены в тот период, по мнению конкретно польских властей подлежат сносу. Это не связано с какими-то техническими проблемами. Это связано именно с ситуацией искоренить в глазах жителей, граждан Польши, молодого поколения то, что было создано в тот период, который нельзя опровергнуть тезисами о так называемой преступности советской власти, того политического режима, в котором жила Польша с 1944 по 91-й".
Не стоит забывать и того отношения к России, которое сформировано у некоторых поляков. Именно они и являются благодатной почвой для организованной борьбы с памятниками, продолжает директор НИИ политической социологии Вячеслав Смирнов:
Но в случае с варшавской "высоткой" история пошла по эволюционному пути. Сегодня в этом небоскребе расположены офисы, выставки, штаб-квартиры различных компаний. А рядом с ними — кинотеатры, музеи, книжные магазины, научные институты, бассейны, театры, рестораны. В результате Дворец культуры и науки стал одним из самых известных и больших культурно-выставочных центров в стране. Однако желающие снести его регулярно выступают на страницах СМИ, хотя сторонников набрать им с каждым годом все труднее.