Принятие парламентом Японии пакета законопроектов, расширяющих полномочия ее вооруженных сил, является "беспрецедентным актом" со времен окончания Второй мировой войны и противоречит современным тенденциям мира и сотрудничества, говорится в заявлении официального представителя МИД КНР Хун Лэйя.
В пятницу, 18 сентября, парламент Японии поддержал пакет законопроектов, расширяющих возможность ее вооруженных сил участвовать в военных действиях за пределами страны. Данные законопроекты признают за Японией право на коллективную самооборону, что означает более широкое вовлечение сил самообороны в военные действия за пределами страны. До сих пор Япония отказывалась от этого права как противоречащего конституции.
Согласно законопроектам, также допускается применение оружия силами самообороны, если союзник Японии подвергся нападению, и при этом возникла угроза существованию страны и безопасности населения. Кроме того, Япония признает право на применение оружия в случае военной провокации со стороны другого государства. Законопроекты предусматривают возможность использования сил самообороны для защиты своих граждан за пределами страны и освобождения японских заложников в других странах.
По мнению ведущего научного сотрудника Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктора Павлятенко, в Китае достаточно справедливо оценили принятые Японией законопроекты о силах самообороны.
"Эти законы можно трактовать по-разному. И в зависимости от трактовки они будут приобретать разный оттенок. Что касается китайцев, то они, в общем-то, достаточно справедливо оценили принятые законы, так как они были приняты с точки зрения противодействия Китаю. И никто не скрывает, что (премьер-министр Японии Синдзо) Абэ продавливал этот закон как союзник Соединенных Штатов, и одной из целей было как раз сдерживание Китая. Абэ за счет принятия этого закона, в том числе, восстановил доверие США", — сказал Виктор Павлятенко в эфире радио Sputnik.
По его словам, принятый Японией законопроект, по сути, не противоречит конституции страны, а лишь дает возможность новой трактовки некоторых ее статей.
"По сути, Япония ничего не нарушила. Статьи конституции как были, так и остались. Они просто зарезервировали себе право их трактовки в конкретных ситуациях. И многое в японской политике базируется именно на этой трактовке. Американцы им сделали такую конституцию, которая связала их по рукам и ногам. А будучи третьей в мире экономической державой, быть военно-политическим карликом — для Японии это невозможно. Поэтому, чтобы выйти из этой ситуации, они начинают трактовать по-новому эти законы", — сказал востоковед.
При этом, по его мнению, пока преждевременно говорить о возможном ухудшении отношений между Японией и Китаем из-за данного закона.
"Определен порядок шагов в той или иной ситуации. Но это не значит, что Япония сейчас будет транспортировать войска куда-нибудь в Южный Судан и участвовать в боевых действиях на стороне коалиции. И, я думаю, что у китайцев достаточно разума, чтобы в законодательном порядке не реагировать на это. Да, меры будут приняты. Но говорить сейчас, что этот закон подорвет всю базу китайско-японских отношений, слишком рано", — считает Виктор Павлятенко.