Автор Ася Гром
Впервые День без автомобиля прошел в России в Москве 22 сентября 2008 года. Власти города в рамках акции снизили цены на проезд в общественном транспорте. Однако в первый раз большинство автомобилистов решили праздник не замечать и проигнорировали это мероприятие. Постепенно к акции присоединились и другие города.
У этой идеи пока еще не очень много поклонников в России, и большинство автомобилистов не очень хотят даже на один день пересаживаться на общественный транспорт. Возможно, это связано с тем, что пока что в России остается особенное отношение к автомобилю, который воспринимается не как рабочая машина, а нечто большее, считает партнер аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто:
"К сожалению, в России мы еще так привязаны к автомобилю, как к родному человеку в семье, и нам очень сложно от него отказаться. Во-вторых, у нас общественный транспорт пока еще не очень развит. Что касается велосипеда, то не везде он есть вообще, не очень к нему приспособлены городские условия. Думаю, что когда-то эта мода дойдет и до нас. Особенно, если наши чиновники тоже сядут на какие-то велосипеды или электромобили, электроскутеры или что-то такое".
Сама идея провести день без личного автомобиля зародилась во Франции. В 1998 году в акции приняли участие жители двадцати городов. Постепенно к движению присоединились Великобритания и Исландия. А к 2001 году акция стало массовой: День без автомобиля был официально признан в 35 странах мира.
Учитывая, какую роль играет автомобиль в жизни современного человека, даже отказ от него на один день является серьезным шагом, отмечает главный редактор научно-популярного журнала "Экология и жизнь" Александр Самсонов:
"День без автомобиля придуман для пропаганды пешего способа передвижения. Идея ограничения использования автомобиля в основном принадлежит "зеленым" организациям, сети даже в интернете возникают на эту тему. Автомобиль, телевизор и компьютер — самые высокотехнологичные продукты нашей цивилизации. Но вот телевизор и компьютер удается сжать до смартфона, а автомобиль пока нет. Он как пришел к нам с началом индустриального века, так с тех пор мы начинку меняем, а коробка остается. Не удается ее сжать достаточно сильно. Есть модели "смартов", но пока они еще недостаточно развиты".
В Европе эта акция уже стала средством, которое помогает политикам подправить свой имидж. А заодно и пообщаться с избирателями, продолжает Игорь Моржаретто:
"Это очень важная акция, которая помогает показать, как можно разгрузить крупные города. А в первую очередь это крупные города Европы. Тогда чиновники высокого ранга пересаживаются на велосипеды, на ролики, на общественный транспорт, на самокаты, на все, что угодно, и в этот день стараются передвигаться по городу на исключительно таком невредном транспорте. Как правило, в Европе достаточно сильно разгружаются города, что показывает, что можно обойтись и без авто".
Однако сделать так, чтобы люди отказались почти полностью использовать личный автотранспорт пока что невозможно. И День без автомобиля все больше становится похож на очередной способ напомнить людям о необходимости вести здоровый образ жизни. Тем более, что куда больший вред окружающей среде и здоровью человека приносят не те автомобили, которые проносятся по городу, а те, которые застревают в многокилометровых пробках, заключает Александр Самсонов:
"Действительно в Москве автомобили — это более 90% загрязнения воздуха. И качество среды, как только мы такой могучий загрязнитель, который выбрасывает основные загрязнения воздуха в Москве, остановим, то здесь на качестве среды это благоприятно скажется. Хотя при евро-5 это уже не так чувствительно. Но самый главный фактор загрязнения воздуха — это не сам автомобиль, а именно пробка. Со скоплением автомобилей возникает облако, которое никуда не движется. Потому что если автомобиль движется с нормальной городской скоростью 60 км/ч, улицы рассчитаны проектировщиком так, что они продуваются и вентилируются. А на пробку никто не рассчитал город".
Помимо этого, День без автомобиля заставляет людей обращать внимание и на состояние дорог, и на вентиляцию в общественном транспорте, да и на сам город, который далеко не всегда можно хорошо разглядеть в окно личного авто.