Автор Илья Осипов
По осени считают не только цыплят. Но и запасы топлива на зиму. А копят эти запасы обычно уже начиная с весны. В случае с Украиной, конечно же, все иначе. Зима не за горами, а местному Минэнерго хоть бы хны. В начале сентября в Киеве наконец вспомнили, что пора готовиться к отопительному сезону. Премьер-министр Арсений Яценюк сообщил, что в подземных газовых хранилищах – 14,5 млрд кубов газа, а для "зимовки" необходимо порядка 19 млрд. Где взять недостающую часть?
В принципе, взять-то не проблема. С востока Россия всегда готова выручить соседа своевременными поставками. Но теперь, правда, исключительно по предоплате. А то, знаете, всякое в прошлом бывало. С запада на выручку готова подтянуться Словакия. С тем же российским газом, который там разворачивается, как автобус на кольце (все же трубопровод – тоже вид транспорта), и начинает реверсное движение. Но при этом цена проезда, естественно, возрастает. И в итоге главный вопрос опять-таки – "на что купить". И по проторенной дорожке правительство Украины спешит к дорогим европейским партнерам с протянутой рукой.
Правда, в Евросоюзе сейчас уже тоже не очень торопятся выручать Киев. Намек ясен: договаривайтесь уже с поставщиками сами, не маленькие. Ведь раньше как-то договаривались. А тем временем европейские энергетические компании подписывают с "Газпромом" соглашение о совместном строительстве газопровода "Северный поток-2". Который в будущем (вкупе с ранее построенными ветками) должен стать главной артерией транспортировки газа по дну Балтийского моря из России в Европу. Западные партнеры "Газпрома" мотивируют необходимость этого проекта стабильным спросом в Европе на энергоносители, особенно на фоне падения собственной добычи.
То есть, рано или поздно, так или иначе, но значение ненадежного украинского транзита будет падать. И у Киева больше не будет возможности шантажировать и "Газпром", и европейцев. А нужно будет просто-напросто начинать работать "как все". Без всяких привычных маленьких хитростей типа "какой такой газ? Не было тут никакого вашего газа". А если не захочет – то это будет уже его проблема. Потому как он в этом случае рискует и вовсе остаться в будущем без этого самого транзита. На что и сетовал Яценюк уже в сентябре. А это, между прочим, прямые денежные потери – порядка 2 млрд долларов.
Понятно, что такие крупные компании, как "Газпром", E.On, Shell, BASF, OMV и Engie не хотят рисковать, делая ставку на транспортировку газа только через территорию Украины. К тому же газотранспортная инфраструктура в стране устарела, и ее "реанимация" по стоимости сопоставима с запуском нового проекта. А продолжая по привычке "напрягать" сразу и Россию, и ЕС, Киев рискует в итоге окончательно выпустить из своих рук газовый вентиль, с которым ему так нравилось играть. Ведь эта "игра" всем ее участникам, кроме самого Киева, уже порядком надоела.