Автор Дмитрий Геер
Украина идет на повышение социальных стандартов. Договоренности с Международным валютным фондом согласованы. Ранее сообщалось, что украинские кредиторы согласились отсрочить выплаты основной части государственного долга на 4 года при условии, что часть денег, списанных европейскими кредиторами, будет направлена на повышение социальных стандартов.
До списания государственный долг Украины составлял около 19,3 млрд долларов, а после – 15 с половиной миллиардов. Как заверила министр финансов Наталия Яресько, власти остаются в рамках своей программы и даже не переходят за рамки запланированного бюджетного дефицита. Навести порядок в социальной сфере требовалось уже давно, и поэтому этот шаг киевский властей директор Института Восточной Европы Александр Погорельский считает логичным:
"Во-первых, эта мера опять же имеет две стороны. Начну с политической: в преддверии местных выборов нужно поддержать партию власти, и это делает любая партия, пытаясь поддержать свой имидж у населения – в первую очередь у пенсионеров и бюджетников. Ясно, что эти меры коснутся 12 миллионов трудоспособного населения, и это серьезный электорат. Вторая, это экономическая причина. На Украине не повышали социальный стандарт с 2013 года. За это время в два с половиной раза подорожала национальная валюта, инфляция достигает значительных показателей. Если брать неофициальные данные, то можно говорить о 40%. Ясно, что в этом случае повышение стандартов – вполне разумная экономическая мера, потому что в условиях кризиса страшна не инфляция, а дефляция… Те, кто занимается производством на Украине получают больше денег в номинальном выражении, соответственно доля зарплаты в этой цене продукции резко уменьшается. Соответственно, вполне разумно повысить эту стоимость, потому что это хоть и не очень большие суммы повышения, но повышение платежеспособности населения ведет к запуску экономики".
Вместе с тем, анализируя соглашение о списании 20% долгов частных кредиторов Украине, эксперты приходят к выводу, что это не так уж и выгодно для самой страны. Причиной списания долгов стала поддержка, которую Киев получил со стороны МВФ: фонд одобрил кредитную программу на четыре года. Фактически МВФ, идя на этот шаг, выбрал единственно возможный сценарий, замечает Александр Погорельский:
"Если у тебя есть кредитор, который не способен обслуживать долг, который не способен платить по нему ни проценты, ни тело, у вас есть выбор: либо требовать от него выплат и загонять его в угол, либо дать ему возможность расплатиться. То есть реструктуризация долга проводится не только между странами, но и обычным кредитором. Это разумное поведение: если они понимают, что потенциально кредитор может рассчитаться при смягчении долговой нагрузки, то в международной практике могут и сократить тело, и дать рассрочку по выплате процентов. Это экономическая сторона дела, и она вполне разумна. Естественно, существует и политическая сторона, от нее никуда не деться. Когда в условиях противостояния, которые мы имеем на Украине, поддержать правительство Украины, которое, собственно, ведет войну на своей территории, несет значительные военные потери".
Такой шаг стал сигналом для инвесторов, что можно идти на уступки. Но на этом приятные новости, кажется, заканчиваются: ведь для того, чтобы и дальше получать деньги от МВФ, Украина должна уменьшить соотношение государственного долга к ВВП. К 2020 этот показатель должен составить 71%.
И вот здесь эксперты уже не видят ни малейшего повода для оптимизма. По оценкам, к концу нынешнего года ВВП Украины достигнет планки в 70 млрд долларов. Иными словами, если посчитать в долларах, то это падение на 60%, которое произошло за последние два года. Данные 2015 года тоже не очень радуют: в первом квартале ВВП сократился на 17%, а во втором – на 15%. В результате уже сейчас можно говорить о том, что достижение установленных МВФ показателей – это просто почти фантастический результат.
Более того, не стоит забывать и о том, что примерно 50 млрд долга, куда входят и концессионные займы, вообще остаются за бортом любых переговоров о сокращении. В результате не совсем понятно, чему радоваться: широко разрекламированная сделка по списанию долгов коснулась только малой части этого финансового айсберга, который на поверку составляет от 67 до 71 млрд долларов. В ситуации, когда экономика не может сама зарабатывать средства, остается только брать в долг и латать имеющиеся дыры. При этом с вопросом возврата средств дело обстоит не всегда гладко, отмечает руководитель направления международных рынков БКС Юрий Скоркин:
"Все знают, что Украина не в состоянии на данный момент обслуживать свои долги. В частности, российский долг на 3 млрд евро, который они сейчас пытаются списать на долг предыдущего руководства страны, хотя все прекрасно понимают, что обязательства перекладываются на вновь пришедшее руководство. Украина не в состоянии самостоятельно зарабатывать денежные средства, и сейчас основное усилие должно быть направлено как раз на выполнение своих социальных обязательств: пенсии, зарплаты и стабилизационный фонд, которого у Украины сейчас нет. Поэтому по срокам сориентировать достаточно сложно. Здесь скорее нужно говорить о том, чтобы скорее рассчитаться с РФ, чтобы была возможность делать новые долги".
А значит, спустя время станет понятно, что для украинцев все эти договоренности стали еще одним подтверждением того, что они все глубже погружаются в нищету. Все чаще экономисты повторяют, что уже сегодня многие украинцы гораздо беднее по сравнению с положением на закате советской эпохи. И в будущем не удается увидеть никакого просвета: при любом сценарии стране требуются миллиардные вложения, чтобы восстановить хоть малую долю разрушенной экономики. Однако подобный сценарий власти вряд ли считают реальным, а поэтому и вынуждены устраивать громкие акции вокруг мизерных списаний, которые никак не влияют на гигантские долги.