Автор Ася Гром
В начале 2016 года ожидается, что заключительный доклад по итогам разбирательства в деле о смерти экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко будет вынесен на обсуждение в британский парламент. Всего же было заслушано более 69 показаний свидетелей, многие из которых засекречены. Теперь идет работа над закрытой частью разбирательств, которые должны завершиться к Рождеству.
Открытая же часть разбирательства в Королевском суде Лондона длилась полгода и завершилась в последний день июля. Больше всего всех волновал вопрос о причастности российских властей к смерти Литвиненко. А вот посмотреть на дело под другим углом и выяснить, а могли ли британские власти предотвратить трагичный исход, оказалось недосуг: этот вопрос был изначально снят с рассмотрения в ходе процесса.
В своем желании обвинить в этом преступлении российские власти британское правительство не стесняется в выборе средств. Особенного внимания заслуживает формулировка "при отсутствии доказательств в пользу противного". "Неоценимую помощь" в деле обвинения Москвы играет и адвокат семьи Литвиненко. Он готов повторять, что полоний, с помощью которого был отравлен Литвиненко, якобы имеет отношение к России. А если так, то его использовали, конечно же, с ведома властей. Представители же полиции Лондона уже давно выучили имена Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. Однако у России своя точка зрения на обстоятельства смерти Александра Литвиненко, подчеркивает заместитель председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров:
"Эта проблема тянется уже несколько лет, и если бы были явные улики, по крайней мере, очень серьезные позиции для обвинения Ковтуна и Лугового в том, что они причастны, Великобритания вела бы себя по-другому. В настоящий момент то обострение, которое имеет наша страна с ЕС и США – все подталкивает к тому, чтобы против России начали поднимать все эти дела, за которые можно зацепиться и провоцировать Москву, испортить имидж. Вспомните дело ЮКОСА, когда стали арестовывать его счета, то же самое продолжается по Луговому и Ковтуну. На сегодняшний момент, мне кажется, это закончится ничем, какое бы решение не было принято Великобританией, для России оно не имеет никакого значения, они не получат ни Ковтуна, ни Лугового, для того, чтобы вести с ними какие-то следственные действия, тем более, грозить им тюрьмой. Поэтому, на сегодняшний момент, говорю это совершенно откровенно, это очередные уколы против России для того, чтобы портить наш имидж на мировой арене".
Однако если отвлечься от этих попыток уколоть Россию или надавить на нее, то получается, что дело, которое тянется уже не один год (с момента гибели Литвиненко уже прошло девять лет) топчется на месте. Кроме неопровержимых фактов – громкие якобы сенсационные репортажи, вместо надежной доказательной базы – попытки как можно скорее убедить всех в том, что виновата Россия. Между тем, опрошенные радио Sputnik эксперты напоминают, что в России против Литвиненко было возбуждено четыре уголовных дела, а в 2002 году он был заочно осужден: Литвиненко обвинили в злоупотреблении служебным положением, хищении взрывчатых веществ, а также в незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов. И приговорили к 3,5 годам лишения свободы условно. Но на тот момент Литвиненко уже убежал в Великобританию, выбрав самый удобный вариант, замечает профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев:
"Все эти люди находят там приют, традиции не экстрадировать у них существуют, они это легко всегда делают. Поэтому на другие страны расчета нет. Так, Франция уже выдавала наших граждан, когда мы просили это сделать. С Германией еще более дружеские отношения. Другие страны – там расчета нет. Америка далеко, а Лондон самое для них удобное место".
Кстати, в России внимательно следили за этим расследованием. Однако представители МИД вынуждены констатировать: Россия считает слушания по "делу Литвиненко" избирательными, а британская сторона не собирается сворачивать со своего курса на политизацию процесса. Более того, в Великобритании упорно не хотят воспринимать обоснование российских компетентных органов.