Автор Ася Гром
Хронология катастрофы в Мексиканском заливе сегодня известна всем. 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья Луизианы на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел пожар и последовал взрыв. Огонь бушевал 35 часов – пожарные не смогли с ним справиться. В итоге через два дня платформа затонула. Авария унесла жизни 11 человек, 17 были ранены. Позже стало известно о кончине еще двух.
Гигантской проблемой стало огромное нефтяное пятно. В результате аварии в воду ежесуточно попадало порядка пяти тысяч баррелей нефти. Но это самые минимальные данные. По другим оценкам, цифра составляла 100 тысяч баррелей в сутки. Уже к концу апреля нефтяное пятно добралось до устья Миссисипи, а в июле нефть заметили на пляжах Техаса. Ученые заявили, что подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем тысяча метров. Итог – за 152 дня в воды Мексиканского залива через поврежденные трубы скважины вылилось примерно 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна приблизилась к отметке 75 тысяч квадратных километров. Чуть меньше, чем территория Калмыкии. Урон мог быть гораздо больше, напоминает руководитель программы по экологической политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников:
"Смягчающее обстоятельство заключается в том, что авария была глубоководная, поэтому часть углеводородов распространилась в толще воды и не попала в прибрежную зону – наиболее уязвимую для нефти, часть удалось сжечь на поверхности воды. То поражение, которое мы наблюдаем при других авариях, когда нефть выбрасывается на побережье, именно это воздействие на прибрежную зону удалось минимизировать".
Ликвидация последствий началась с попыток загерметизировать скважину. Однако это оказалось непросто: окончательно утечку нефти удалось остановить только 4 августа, закачав в буровую жидкость и цемент и пробурив две дополнительные скважины, куда также был закачан цемент. О том, что утечек больше нет, смогли объявить только 19 сентября. Всего в ликвидации последствий участвовали более тысячи гражданских и шесть тысяч военных. Нефть собирали, как могли: при помощи специальных судов и просто руками – добровольцы вышли и работали на побережье США. Иногда проводилось контролируемое выжигание нефтяных пятен. Говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:
"До сих пор с компаний и операторов этого проекта Deepwater Horizon требуют экологические платежи. Здесь предмет для разбирательства остается очень резонансным. Эта трагедию с большим трудом удалось нивелировать. Потом, когда скважина была купирована какими-то чрезвычайными методами, предлагалось чуть ли не использовать атомный заряд, чтобы заглушить ее. Нашли выход – и остановили разрушительный сценарий. Замечу, что все реагенты, которые использовались, имеют токсичные параметры. Много погибло биологических представителей, заражение было колоссальное".
Что касается расследования, то в итоге причинами аварии были названы ошибки персонала, технические неисправности и проблемы в самой конструкции платформы. В середине сентября 2010 года появился доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США. Там было названо целых 35 причин аварии, в 21 из них виновным была признана компания BP. А главная причина – игнорирование норм безопасности с целью элементарной экономии. Администрация не позаботилась о том, чтобы сотрудники знали все о работе скважины, отсюда следуют их неграмотные действия с самых первых часов аварии. Несет ВР ответственность и за неудачную конструкцию самой платформы. Свою роль сыграла и уверенность в том, что вероятность подобных сценариев минимальна, добавляет Алексей Книжников:
"Ни одна компания, ни одна страна не может гарантировать безаварийной работы при добыче углеводородов. Это происходит постоянно. Вопрос – в масштабах бедствия. Такого рода крупную аварию представители компании ВР исключили из своего набора возможных сценариев. Поэтому не было никакой готовности к ликвидации такого большого по масштабу разлива и в таких погодных условиях. И только уже по ходу аварии были в срочном порядке придуманы решения, как все-таки можно эту аварию ликвидировать. Пришлось принимать решение о бурении специальных скважин. Если бы это было предусмотрено сразу при оценке рисков, то аварию удалось бы ликвидировать быстрее и с меньшими потерями".
Суд по этому делу начался в конце февраля 2013 года. Его итогом стало присуждение ВР штрафа в 4,5 млрд долларов. Из них большая сумма пойдет в Национальный фонд рыбных ресурсов и дикой природы США. Что и не удивительно, ведь после аварии акватория Мексиканского залива была на одну треть закрыта для промысла, был введен практически полный запрет на рыбную ловлю. Колоссальный урон понесли тропические коралловые рифы в водах Мексиканского залива. Авария стала настоящей трагедией для морских обитателей: на берегу еще долго собирали погибших морских черепах, дельфинов, птиц и других млекопитающих. В последующие годы резко возросла смертность китов и дельфинов. Нефть смогла просочиться даже в воды прибрежных заповедников и болот.
Мексиканский залив постепенно оправился от понесенного ущерба. Однако пока гарантировать, что подобная трагедия не повторится, не может никто.