В Якутии начала работу первая в России лаборатория по изучению ДНК вымерших животных, пишет журнал "Огонек". Главной задачей лаборатории будет поиск живых клеток для последующего клонирования. В первую очередь исследователи планируют возродить мамонтов. Для этого свои усилия объединили Северо-Восточный федеральный университет, южнокорейский Фонд биотехнологических исследований Sooam и Пекинский институт геномики.
По словам главного специалиста по мамонтам в России, директора Зоологического музея Зоологического института РАН Алексея Тихонова, потребуется не одно десятилетие, чтобы цель была достигнута.
"Важно разделить понятия: получение живого мамонта и методику клонирования. Потому что клонировать мамонта, как клонировали овечку Долли, вообще невозможно – никаких живых клеток в мерзлоте нет. Но в мерзлоте Сибири и Аляски – фантастическая сохранность тканей. Мы можем взять небольшие кусочки ДНК и из них, как это уже делают генетики, "сшивать" полностью ядерный геном мамонта", – сказал Алексей Тихонов в эфире радио Sputnik.
По его словам, ученые будут применять методику создания трансгенных организмов.
"Фактически дальше последует методика получения трансгенного слона: на основе ядерного генома мамонта создается некое подобие ядра, оно имплантируется в клетку слонихи, затем клетка доставляется в ее тело. Слониха должна выносить и родить детеныша", – объяснил специалист.
Но на этом этапе, по его мнению, ученым предстоит решить ряд сложных моментов.
"Во-первых, ныне живущие слоны – это очень далекие родственники мамонтов, и это не просто разные виды, а это представители разных родов семейства слонов. Пока межродовое скрещивание никаких результатов не приносило. Во-вторых, чтобы получился живой слоненок-мамонтенок, нужна не одна яйцеклетка, а несколько десятков, а то и сотен – ведь яйцеклетка может не прижиться, не всегда она развивается в плод и так далее", – заметил Алексей Тихонов.
По его словам, особой необходимости в клонировании вымерших видов древних животных у ученых нет, это делается в качестве эксперимента.
"Это просто фетиш, который позволяет генетикам и другим ученым, которые работают в подобных областях, развивать свои методики и развивать успешно. Это тренировочная площадка, которая впоследствии может быть использована в различных исследованиях", – сказал Алексей Тихонов.