Автор Ася Гром
Более двух лет прошло с того момента, как миру стали известны разоблачения бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена. В США разразился огромный скандал. Первые документы были опубликованы 6 июня 2013 года. В них содержались данные о слежке правительственных организаций США за пользователями в интернете.
Выяснилось, что Агентство национальной безопасности и ФБР уже не один год собирают данные о каждом звонке пользователей услуг многих крупных коммуникационных компаний США. Речь шла не только о переписке: "Большой брат" занимался аудио- и видеофайлами, фото, многочисленными документами и просто собирал данные о том, к каким сайтам подключаются пользователи. Отдельно стояли документы, где речь шла о планах АНБ и киберкомандования США проработать карту возможных целей для кибератак в самых различных государствах. Фактически мир впервые увидел документальные подтверждения того, о чем многие только догадывались, говорит политолог Александр Коньков:
"Я считаю, что Сноуден значительно изменил ситуацию, причем взорвал не только глобальное информационное пространство, но и мировую политику. Если прежде в отношении новых информационных технологий и были подозрения, что они могут собирать незаконно информацию о пользователях, но до Сноудена такого рода информация воспринималась как некая такая теория заговора. Сноуден продемонстрировал, что имеются случаи и возможность сбора информации о пользователях без учета их мнения относительно того, как и в каких количествах могут собираться и храниться эти сведения".
С этим выводом согласен и замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров:
"Что нам стало известно после того, как была распространена информация о прослушках, о тотальной слежке? Стало известно, что это существует. Из разряда конспирологии и из темы для пересудов любителей теории заговора это перешло в обычное общественное поле. Все понимают, что это есть, что слушают не только граждан, но и политических лидеров".
Примерно через месяц, в июле 2013-го, "Гардиан", опять-таки ссылаясь на Сноудена, сообщила о том, что спецслужбы США и Великобритании постоянно мониторили компьютеры и перехватывали телефонные разговоры политиков и чиновников, которые участвовали в саммите "Большой двадцатки" в 2009 году в Лондоне. Мир видит самый настоящий нескончаемый поток сообщений о прослушке, замечает генеральный директор российского информационного агентства "Индустрия безопасности" Александр Власов:
"На самом деле разоблачения идут постоянно. Здесь не только Германия и Франция, была новость, что США прослушивали саммит "Большой двадцатки", пытались прослушивать саммит "Большой Семерки". Эта деятельность идет постоянно. Мое глубокое убеждение, что новые разоблачения не за горами, причем именно разоблачения о деятельности АНБ в отношении самых ближайших союзников США".
Был предъявлен список из 38 посольств и дипломатических миссий, с которыми активно работают американские специалисты, перехватывая информацию. В списке оказались посольства Франции, Италии, Греции, Мексики, Южной Кореи, Турции и Индии. В разных СМИ стали появляться данные то о закрытой переписке министров иностранных дел, то о специальных программах по перехвату информации со спутников связи, которую используют в АНБ, то об интересе Агентства к трафику из России, стран Восточной Европы и Ближнего Востока, то об операциях по слежке за интернет-пользователями. Разоблачения Сноудена не прекращались.
Уже 21 июня 2013 года министерство юстиции США выдвинуло против бывшего сотрудника ЦРУ обвинения в хищении правительственной собственности, неправомерном использовании информации, связанной с национальной безопасностью, а также в добровольной передаче секретных разведывательных данных посторонним лицам. Каждый пункт из обвинения – до 10 лет тюрьмы, а в совокупности ему грозит 30 лет тюрьмы или смертная казнь. Подобная реакция Вашингтона ни у кого не вызывает удивления. Ведь разоблачения Сноудена показали миру, что США любыми способами хотят получить гласный, а лучше негласный контроль над мировым киберпространством. Цель проста – сохранить положение лидера и иметь постоянное преимущество при построении международных отношений. Говорит Игорь Шатров:
"Изменения, которые могли возникнуть в результате этих разоблачений, касаются только характера подтверждения миссии США как глобально доминирующего лидера. Конечно, может реакция возникнуть. Но она должна возникнуть не только у граждан, но и у представителей элит, политического класса. Почему этой реакции нет? Потому что, если эта прослушка существует, получается, что информация, которая имеется у спецслужб США, позволяет держать всех этих лидеров на коротком поводке. И с их стороны мы никаких протестов ожидать не можем".
И на этом фоне американцы не стесняются заявлять, что это именно их страна стала жертвой кибершпионажа. Но развернуть эту операцию прикрытия американцам помешал опять же Сноуден, доводы которого были просты: "Мы взламываем всех и вся. Нам нравится делать разницу между собой и другими, но на самом деле мы следим практически за всеми странами".