Автор Михаил Шейнкман
Даром что не Магомед, Барак Хусейн Обама,
Сам решил оставить след у горы упрямой.
Пик карьеры он нашел на земле Аляски.
Высоту назвал "Большой" – как у атабасков.
Коренной народ от счастья пляшет и смеется –
Не зря сорок лет напоминал, как она зовется.
А Обама сам с собой втайне торжествует:
Умный в гору не пойдет, а переименует.
А еще говорят – "хромая утка". 6168 метров. Редкая птица долетит до такой высоты. А он ее "взял". Барак Обама, похоже, нашел на карте Северной Америки самую высокую точку своей президентской карьеры и вышел на пик власти. Впрочем, "вышел" – это сильно сказано. Реальное покорение этой вершины в планах его трехдневного пребывания на Аляске не значится. Он направился сюда "покорять" местных граждан. В Белом доме же честно признали, что понимают, какое сакральное значение для коренного этноса – атабасков имеет это место.
Хотя прежде Обаму не особо беспокоило, что и при нем шеститысячник назывался так, как его окрестили золотоискатели еще в 1896 году. Штаты тогда этой территорией и трех десятков лет не владели, но уже вовсю хозяйничали. И на земле, и над уровнем моря. Они решили, что индейское название горы Делани, что значит "большая", плохо вписывается в американский английский. Ее переименовали в Мак-Кинли в честь только-только избранного 25-го президента США. Теперь здесь, видимо, должны надолго запомнить 44-го. 31 августа 2015 он, надо полагать, для того и распорядился вернуть горе имя, чтобы вернуть еще и расположение.
Самый большой, самый северный соединенный штат. Уж слишком оторванный и своенравный. А нынешней весной ко всему прочему местные активисты "спелись" с Гавайями и в дуэте официально заговорили о референдуме по самоопределению. Вашингтон пока отделался лишь легким испугом. Но он уже боится своих мыслей о том, что иногда полуостровам свойственно возвращаться. К тому же, губернатором здесь республиканец. Иными словами, с пустыми руками лучше не соваться. Тем паче, если визит исторический. Еще ни разу на эту землю не ступала нога такого человека. За без малого 150 лет – ни одного хозяина Белого дома. И даже Уильям Мак-Кинли, тот самый президент-гора, до Аляски так и не добрался. А Обама сегодня здесь. С реабилитированным названием. Чтобы выслушивать не претензии, а благодарности.
Хотя прибыл, чтобы говорить. Где еще как не в Анкоридже вещать о глобальном потеплении и приоритетах новой арктической политики США. Правда, поднимись он на саму Делани – это больше бы походило на "нагорную проповедь". Он ведь для того и вписал в свой визит местную сакральность, чтобы подчеркнуть высоту и незыблемость американского положения в Арктике. Хотя даже в США многие считают, что они уже проигрывают эту часть планеты прямым географическим конкурентам. Прежде всего, России. И в переименовании горы, между прочим, тоже не все увидели добрый знак. Так, говорят, она называлась, когда Аляска принадлежала Москве. Да и сама Делани – вершина двуглавая. Как российский орел. Тоже в разные стороны смотрит.
Кстати, местные жители еще в 1975 году решили для себя называть ее по-старому. Через 40 лет с этим смирился и Вашингтон. Теперь активисты Аляски требуют у него для себя самоопределения. Хотя тоже, наверное, в курсе, что это когда рак на горе свистнет, а не Барак под ней.