Автор Аркадий Мухин
Первый визит нового польского президента Анджея Дуды в Германию был многообещающим, но дипломатической удачей в результате так и не стал. Скорее наоборот. А вот сам пан Дуда явно рассчитывал на полное взаимопонимание с германским истеблишментом и лично канцлером Меркель. Тем более что приберег для такого случая изрядную порцию антироссийской риторики и конкретных предложений. Как довольно молодой политик, он рассчитывал, что эта нехитрая технология сработает.
Так, накануне визита в интервью одному из немецких изданий польский лидер сделал ряд программных заявлений, которые потом озвучил и в Берлине. Разумеется, он ратует за вступление Украины в ЕС и НАТО – это в Варшаве считается гарантией для Евросоюза от российской агрессии. Дуда высказался и в пользу того, что Европа должна настаивать на возвращении Крыма в состав Украины и еще больше давить на Москву. Неплохо бы, с точки зрения польского президента, усилить присутствие западного блока в центральной и восточной части Старого Света и сформировать польско-американские базы. И все такое прочее. В общем-то, нехитрый набор штампов и шаблонов. Немного даже отдающий нафталином.
Но, видимо, главное предложение Варшавы состоит в трансформации нормандского формата в нечто иное – с участием Польши, и, разумеется, США. Однако здесь Дуда явно перестарался. Что называется, по неопытности. Объяснить присутствие в переговорах по Украине американских представителей еще можно – ведь кто как не Вашингтон затеял всю эту кровавую бучу. Но, позвольте, при чем здесь Польша? Объяснить эту инициативу чем-нибудь другим, кроме амбиций Варшавы, невозможно. Понятно, что Дуда хочет сорвать дополнительные политические очки, стараясь повысить влияние его страны в ЕС. Недавно он выступил за создание нового европейского блока государств от Балтийского до Черного и Адриатического морей. По сути, тем самым ретранслировав стародавний польский националистический лозунг "Польша от моря и до моря".
Но на Меркель все эти идеи польского политика никакого впечатления не производят. И по итогам встречи с Дудой стороны ограничились простым фотографированием, избежав даже обычных для такого рода визитов заявлений для прессы, которая с нетерпением их ждала. И этот факт на самом деле весьма красноречив. Канцлер, в отличие от Дуды, пока вовсе не собирается хоронить "минский формат". А официальный представитель министерства иностранных дел Германии Мартин Шефер прямо заявил, что правительство ФРГ не относится к тем, кто считает, что Минские договоренности ничего не стоят. Более того, оно полагает, что им нет альтернативы. Кроме того, Германия, на которую падает львиная доля заботы о беженцах, хотела бы большего участия в решении этой проблемы со стороны других стран ЕС, Польши в том числе.
Но Варшава сторонится в надежде, что авось пронесет. Меркель это явно не нравится. В результате политический фурор, на который рассчитывал Дуда в Берлине, в реальной жизни обернулся конфузом. Сформировать антироссийский польско-немецкий консенсус у него не получилось. И в начале президентской карьеры такой итог важного визита – это очевидный минус, который отразится на его популярности в дальнейшем. Европейцы, в том числе и поляки, начинают уставать от политического китча, который в данный конкретный момент носит ярко выраженную антироссийскую окраску.