Автор Ася Гром
Ахмед Закаев – это история о том, как за презентабельной внешностью может скрываться настоящий террорист, успевший побывать бригадным генералом, министром культуры, вице-премьером, министром иностранных дел. Теперь он прочно и весьма красиво обосновался в Великобритании. Но даже задушевная дружба с сильными мира не меняет его истинный статус: один из бывших лидеров чеченских сепаратистов объявлен в международный розыск российскими правоохранительными органами по обвинению в терроризме.
Еще в 2001 году российская Генпрокуратура объявила его во всероссийский и международный розыск. Однако в Великобритании весьма своеобразно отреагировали на этот документ. Через два года, в 2003, британский суд, потратив на рассмотрение запроса Генпрокуратуры много месяцев, решил отказать в экстрадиции Закаева. Ну, а чтобы он ни в чем не испытывал неудобств, вскоре ему был предоставлен статус беженца и вид на жительство в Великобритании. В Лондоне любят поговорить о том, что дело Закаева – это политическая история, и он вынужден страдать за свои политические убеждения. Однако подобная трактовка событий слишком далека от истинного положения вещей, подчеркивает главный редактор информационно-аналитического издания "Геополитика" Леонид Савин:
"Мы знаем, что на территории Северного Кавказа лица, совершившие преступления, исполняли указания британской и американской спецслужб. Они должны были получить гарантии безопасности, и они, таким образом, нашли укрытие".
Более того, именно преступления заставили Закаева покинуть страну. А теперь он и ему подобные могут спокойно жить, поскольку даже самые неопровержимые доказательства не заставят британское правосудие действовать так, как оно должно было бы поступать, продолжает Леонид Савин:
"С политикой это никак не связано. Это просто такие крупные криминально-экономические преступники, которые использовали лазейку, они уехали из страны и не хотят возвращать награбленное. Даже если Россия будет требовать их выдачи и предоставит факты криминальной деятельности, мне кажется, что Британия откажет: обоснует это политическими репрессиями, как это часто делается, согласно логике двойных стандартов".
Закаеву удалось не просто обосноваться, но и найти самого лучшего друга, который готов помочь в любую минуту. Известная актриса Ванесса Редгрейв взяла на себя все расходы по защите Ахмеда Закаева, ожидающего решения датских властей об экстрадиции в Россию. Но если это были ее личные деньги, то в дальнейшем она решила создать фонд для оплаты услуг юристов, а также всего, что может потребоваться Закаеву. Подобная дружба дорогого стоит, заключает представитель российской Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа Михаил Чернов:
"Это человек, который работал в проекте "Ичкерия" и по мере возможности продолжает работать на те силы, которые хотят дестабилизировать РФ, они делают для этого все возможное и невозможное. Закаев, подружившись с одной видной британской персоной очень близко, стал вхож в элитный круг, обладающий медийными возможностями. Но направленность против России массового общественного сознания, культивирование этой направленности – в этом ничего нового нет, это было и 100, и 200 лет назад".
Конечно, не стоит исключать, что творческим натурам свойственно увлекаться, а при правильной подаче фактов Закаев может на какой-то миг предстать в образе борца за светлые идеи. Однако это ненадолго. А вот работа самой Великобритании с таким, как Закаев, длится уже давно и имеет вполне четкие цели, подмечает Михаил Чернов:
"Великобритания – эта страна, которая традиционно не просто предоставляет убежище, а собирает у себя всех экстремистов и радикалов всех мастей. Я не знаю, насколько можно назвать Закаева экстремистом и радикалом, но Великобритания, как правило, приветствует любую оппозицию из любых государств, любых экстремистских деятелей любых течений. Это совершенно понятная политика: британцы собирают энергичных жестких людей со всего мира, чтобы потом иметь возможность их использовать в своих интересах. Эта не сегодняшняя политика. Не стоит сравнивать Закаева с Марксом, с русской революционной иммиграцией – масштаб совсем не тот, но принцип тот же: приезжайте к нам, работайте, не выступайте против Великобритании, ведите себя хорошо, а мы уже решим, когда и как вас использовать".
Но, судя по всему, в Великобритании уже перебор с подобными персонами. В середине июня лондонский суд официально отказал в статусе беженца зятю бывшего президента Чечни Джохара Дудаева – Масуду Дудаеву. Кстати, ранее в убежище ему и его семье отказал Стокгольм. Не помогли даже тесные отношений с Ахмедом Закаевым. Так что лед, если и не тронулся, то немного треснул.