Автор Ася Гром
В истории "Титаника" захватывает каждая деталь. Плавание и его участники, причины катастрофы и сама катастрофа, следствие по делу и постоянно открывающиеся тайны. "Титаник" стал мировым символом, знаком беды, которые понятен всем и сразу. Катастрофа стала богатейшим источником художественного переосмысления.
Выяснять, как такой огромный и, как казалось, идеальный плавучий дом пошел ко дну, унося жизни людей, начали буквально сразу после трагедии. За более чем сто лет с момента трагедии были озвучены самые различные версии, которые пытались дать ответ на вопрос: как могло случиться так, что в самом первом рейсе самый совершенный корабль эпохи унес жизни более чем полутора тысяч человек. Самой популярной версией долгое время была теория заговора. Вспоминали историю старшего брата "Титаника" – корабля "Олимпик", который тоже не отличался счастливой судьбой и довольно скоро кораблю потребовался серьезный ремонт. Многие тут же отметили, что новый "Титаник" не слишком отличается от старого "Олимпика". Родилась версия, что компания "Уайт Стар Лайн" просто решила немного подлатать старый корабль и запустить его, как бы сейчас сказали, под новым брендом. Ходили слухи, что и небольшая авария в пути была запланирована, чтобы потом в Нью-Йорке выбить страховую сумму. Кстати, отмечалось, что это могло доказывать, почему опытный капитан Эдвард Смит вел себя излишне спокойно.
Еще одна версия была связана с тем, что "Титаник", а точнее его владельцы, очень хотели получить так называемую "Голубую ленту". Ни денег, ни привилегий она не давала, но давала престиж: ее обладатель был самым быстрым кораблем, а преимущество в скорости было хорошим аргументом для бизнеса. Но маршрут "Титаника" был выстроен в обход айсбергов, а значит, это был достаточно большой крюк, который не позволял побить рекорд скорости. Пойти на этот риск позволяли многочисленные утверждения, что корабль сделан из суперпрочной стали, а его конструкция никогда не приведет к полному затоплению корабля. Однако заместитель директора Центрального НИИ морского флота Владимир Васильев считает, что вся история, связанная с погоней за "Голубой летной" – самое обычное соревнование, которое не могло привести к подобным последствиям:
"Погоня за "Голубой лентой" – это просто увеличение скорости хода на маршруте. Но маршрут в любом случае через море идет оптимальный – он идет по прямой линии. Я не вижу в этом никакой конспирологии".
Кстати, в конце 80-х годов прошлого века появилась версия о том, что причиной трагедии стало не столкновение с айсбергом, а пожар в трюме. Авторы этой гипотезы утверждали, что в одном из угольных хранилищ корабля произошло самовозгорание угля. Учитывая политические трения на европейском континенте и серьезное противостояние между Великобританией и Германией, многие эксперты считали, что виной всему – немецкая торпеда. Германия на тот момент обладала несколькими десятками субмарин. Однако в случае с "Титаником" это оказалось всего лишь фантазией: торпеда наделала бы гораздо больше шума, тогда как столкновения с айсбергом почти никто из пассажиров даже не заметил.
Вместе с тем, именно история с "Титаником" дала толчок развитию целой индустрии, связанной со спасением пассажиров на судах, продолжает Владимир Васильев:
"Он очень долго тонул, огромное количество людей для того времени спаслось. Если мы возьмем аварию парохода "Нахимов" – постройки 20-х годов – в процентом отношении чуть ли не больше народа погибло, чем на "Титанике". С точки зрения современного мореплавания сама причина катастрофы и что там произошло, интереса большого не представляют. "Титаник" дал мощнейший толчок индустрии спасения и строительства, в том числе кораблестроения, судостроения пассажирских судов. Стали считать количество шлюпок, стали считать, что произойдет при больших авариях".
Не обошлась история "Титаника" и без мистики. По одной легенде, к трагедии привел тот факт, что рядом с капитанским мостиком был помещен ящик с мумией египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа. Ее духу не понравилось путешествие. Не исключать подобную версию призывает эзотерик Владимир Орлов:
"Проклятие, которое древние египтяне закладывали на свои мумии, оно вполне могло действовать. И это могло вызвать, в частности, и крушение самого "Титаника". Очень много таких древних, черных заклятий, за которые люди расплачивались жизнью. Например, грабили золото, а потом умирали. Это обычное явление".
Вторая версия в этом ряду связана с бриллиантом британского аристократа Генри Филипа Хоупа (Hope diamond иногда по ошибке переводят как бриллиант Надежда). Его история на самом деле полна смертей и трагедий. Но легенда о том, что он был в числе путешествующих на "Титанике", к сожалению, всего лишь легенда: сейчас этот бриллиант можно увидеть в Вашингтоне, а уж если бы такая драгоценность была поднята с затонувшего "Титаника", об этом знали бы все.