На военной базе "Крцаниси" близ Тбилиси в четверг был открыт совместный учебный центр НАТО и Грузии. На открытие центра прибыл генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Присутствовали также президент Грузии Георгий Маргвелашвили, премьер-министр Ираклий Гарибашвили и министр обороны Тина Хидашели.
Грузинские политики постарались сделать так, чтобы это событие воспринималось как новый шаг страны к членству в Североатлантическом альянсе. Но такие заявления – не более, чем попытки выдать желаемое за действительное, считает директор грузинского Института стратегии управления Петр Мамрадзе.
"Самое главное – это то, что после военно-политической авантюры Саакашвили, осуществленной им в августе 2008 – а это было настоящее преступление по отношении к Грузии, гражданам Грузии, абхазам и осетинам – вот после этого в НАТО приняли окончательное и бесповоротное решение Грузию в НАТО не принимать. Соответственно, наши отношения перешли в область пиара, главным образом со стороны грузинских политиков", – сказал Петр Мамрадзе в эфире радио Sputnik.
Авантюра августа 2008 не просто приостановила всякое продвижение Грузии к членству в НАТО. Она в некотором смысле даже повернула его вспять, говорит грузинский политолог.
"Надо понимать, что в Бухаресте в том же 2008 году, весной, Грузия не получила MAP (Membership Action Plan), но получила больше, чем MAP. Дело в том, что этот документ никак не обеспечивает членство и никак его не гарантирует. А тогда было принято решение, что и Украина, и Грузия станут членами НАТО, если, конечно, они сами этого захотят и если они удовлетворят критериям. Так вот, теперь фактически принято решение, что Грузию больше не примут и вопрос не рассматривается. И понятно: две мощные российские базы на территории Абхазии и Южной Осетии, Россия признает эти регионы независимыми государствами. В НАТО даже никто и не думает, чтобы рассматривать такую страну как потенциального кандидата. Об этом было много раз сказано, и даже президент Обама заявил открыто и публично, что Грузия, как и Украина, даже не стоит на пути, который мог бы привести к НАТО. Мы помним, какой шум раздался в Грузии после этого откровенного заявления. Было еще заявление (президента Франции Франсуа) Олланда и других. Кстати, на саммите в Уэльсе даже не рассматривали вопрос о выдаче MAP Грузии", – напомнил Петр Мамрадзе.
На этом фоне не стоит преувеличивать и значение визита генсека НАТО в Грузию, считает политолог.
"Конечно, визит Столтенберга – это достаточно важное событие для такой страны, как Грузия. То есть, не полностью забывают. Тем паче, что Грузия вносит свой непомерный вклад, посылая своих солдат и офицеров в Афганистан. Но не более того", – сказал Петр Мамрадзе.
В этой ситуации открытие "совместного", а по сути, грузинского учебного центра с незначительным участием НАТО – это нечто вроде утешительного приза для сошедшего с дистанции, полагает грузинский политолог.
"Руководители НАТО не могут публично признать, что они реально отказались от решения Бухарестского саммита. Поэтому для сохранения лица – такие вот мероприятия. Это грузинский центр. И Аласания (бывший министр обороны Грузии Ираклий Аласания – ред.) зря кричал о том, что это структура, которую строит НАТО. НАТО ничего не строит. Время от времени могут приезжать в этот центр, и все. И тут самое курьезное для нашей маленькой и очень слабой страны, такого несостоявшегося государства, каким Грузия и является – что все это очень раздражает военно-политическую элиту в России. И вот от этого пиара, исходящего от грузинских политиков, а не от руководства НАТО, может быть большой вред", – заключил Петр Мамрадзе.