Автор Михаил Шейнкман
"Нерезиновый" ЕС осознал размеры.
Слишком поздно, чтоб принять от мигрантов меры.
И хотя Европы суть – гуманизма гены,
Признает: мешают жить правила Шенгена.
Но "весны арабской" плод уже зародился.
Нерезиновый ЕС – не предохранился.
Европейцы, быть может, и рады были бы сказать, что никого нет дома, но гости у них разрешения и не спрашивают. Идут, бегут, плывут без звонка и без предупреждения. Сами же обещали им рай на земле. Вот они за ним и подались. На своей-то – ад.
Евросоюз еще крепится, но, похоже, постепенно сдает. Шенген, как одну из опор своего общежития. О возможной его отмене заговорили в государствах, определяющих европейский дискурс. Глава МВД Германии Томас де Мезьер предупредил, что его страна может отказаться от правила свободного перемещения граждан. "Шенген в опасности", – цитирует BBC слова немецкого чиновника. Затем бельгийский премьер Шарль Мишель с прискорбием допустил, что "перед лицом террористической угрозы приграничные соглашения могут быть пересмотрены". Это он после вооруженного до зубов марокканца в поезде Амстердам-Брюссель-Париж предположил, что европейцы "должны пожертвовать некоторой частью свобод ради безопасности".
Старый Свет, конечно, еще не видит в каждом беженце исламиста, но это потому, что их теперь слишком много. Всех не пересмотришь. Однако "глаза бы их не видели" – это сейчас и о женщинах, и о детях. И уже без всякой мультикультуры. Водометы, дубинки, дымовые шашки. То, что раньше считалось дурным политическим тоном, позволительным разве что маргиналам и националистам, теперь становится общеевропейской идеей. И вот на венгерского премьера Орбана – он первым стал возводить на границе стену – смотрят без брезгливости. И вот уже к чехам, готовым выставить на своих кордонах армию, относятся с пониманием.
ЕС вновь постигает собственную географию, с большим опозданием осознав, как близко к нему находится так и не понятая чужая. Она не оставляет вариантов: накатывает, заполняет, расширяется. Наплыв людей, лишенных всего, ежедневно бьет рекорды и неумолимо приближает количество переселенцев к критической отметке. Местами уже и не совсем понятно, кто из них Африка. На греческом острове Кос гостей больше, чем хозяев с туристами вместе. Подсчитали, что вместимость Европы выдержит лишь миллион мигрантов, от остальных ее порвет.
Отказ от Шенгена, восстановление кордонов и границ – это попытка спрятаться не от беженцев, а друг от друга. Благо европейский дом – он хоть и общий, но многоэтажный. И пока Греция с Италией на своей первой линии захлебываются от "потопа", те, что повыше, еще думают, что вполне могут выйти сухими из этой передряги. Мол, само как-нибудь рассосется. Не получится. ЕС на самом деле не резиновый. Поэтому не отскочит. К тому же, это обо всем континенте теперь говорят, что он в масштабах миграционного бедствия приблизился к кризису 1945 года. Сейчас опять все выглядит так, будто война только-только закончилась. И Европа ее проиграла.