Канадские компании, добывающие "черное золото" из сыпучих пород, одна за другой рапортуют об убытках. Даже те, которые раньше были весьма успешными. Ряд из них, включая Royal Dutch Shell, Petro-Canada и SunCor – даже были вынуждены заморозить некоторые многомиллиардные проекты. Причем на неопределенный срок.
Все дело в том, что с резким спадом цен на нефть, их прибыль сильно упала. И инвестировать в "песчаную" добычу стало невыгодно. В некоторых случаях стоимость барреля из-за использования дорогостоящих технологий доходила до 70 долларов. А сегодня нефтяные котировки – заметно ниже.
Вопрос котировок действительно повлиял на резкое падение добычи нефти из битумных песков, считает главный экономист инвестиционной группы "Евро Инвест" Владимир Рожанковский.
"Максимальная себестоимость там всегда балансировала в районе выше 85 долларов за баррель. И в Канаде именно малые и средние местные компании составляли большинство добытчиков из битумных песков. Они собирали венчурный капитал и не имели никаких дополнительных источников заработка – в отличие от той же Royal Dutch Shell, которая с прибылей могла себе позволить такой "песочный" эксперимент. И когда они уходили из бизнеса, то бизнес заканчивался. Банкротство. Не было желающих эти компании или их долги купить. Самое главное, что они делали грязную работу и не убрали за собой перед тем, как обанкротиться. Вот в этом, думаю, самая большая проблема", – сказал Владимир Рожанковский в эфире радио Sputnik.
По его словам, для того, чтобы это понять, надо просто посмотреть на фотографии с мест добычи на битумных полях.
"В момент, когда цены были достаточно высокими, всех охватило это горизонтальное бурение. Но это не сланец – это песок. Это все намного грязнее и намного хуже для окружающей среды. Последствия стали потом проявляться. В этих местах не растет даже трава. В Канаде битумные пески разрыли, а убирать токсины, канцерогены никто не хотел. Теперь цены упали, компании выходят из бизнеса, и решать эту проблему, видимо, будет правительство", – отметил экономист.
Так что, думать о размораживании "песочных" проектов не только рано, но и крайне вредно, полагает он.
"Будущего у этой индустрии нет. На сегодняшний день не придуманы технологии, которые нейтрализовали бы быстро тот вред, которые она наносит окружающей среде. Поскольку был угар в середине нулевых быстрого добывания нефти из всего, из чего можно добыть, то самой главной ошибкой была именно эта. Это катастрофа для Канады. Надо сейчас думать не о развитии этой индустрии, а о том, как нейтрализовать от нее урон", – заключил Владимир Рожанковский.