Автор Дмитрий Геер
На Украине постепенно начинают понимать, что предвыборные обещания политиков, как и красивые лозунги с пылу-жару Майдана никак не отражают реальную ситуацию в стране. Еще год назад простые украинцы свято верили в то, что европейцы готовы открыть для них все двери и пускать не то что без виз, а даже и без загранпаспортов. И как мантру твердили: "безвизовый, безвизовый, безвизовый"…
Недоверчивым рассказывали истории о том, что даже далекие американцы готовы давать гражданам Украины визы сроком на 10 лет. Самые недоверчивые, правда, пытались призвать сограждан более трезво смотреть на вещи. Ведь сегодня украинцы, желающие получить американскую визу, сталкиваются с процедурой, которая сильно напоминает советские годы: наличие денег, недвижимость и клятвы, что вы вернетесь, еще никак не гарантируют получение заветного штампа.
Но это слишком далеко, поэтому пока Америка в глазах украинцев еще остается "приличной" и желанной. А вот с Европой что-то явно не то. Если в прошлом году вступление в ЕС поддерживали 57% украинцев, то сейчас, согласно опросам, — только 51%. На самом деле снижение куда больше. Ведь раньше исследования учитывали настроения Крыма и Донбасса, которые сейчас украинскими опросами не охвачены. Поэтому, отмечают эксперты, реально можно говорить о 10-15% снижения.
Причина проста — слишком сильным оказалось разочарование. Почему-то никто не ходит по украинским улицам и не зазывает пожить и поработать в Европе. Наоборот, все чаще приходят новости о том, что европейцы как-то побаиваются, что украинцы начнут хозяйничать в их городах. Вот и получается, что пока украинцы честно выполняли все, что нужно для безвизового перемещения и тратились на биометрические паспорта, Европа наконец-то заметила, что в одной части страны с населением под 43 млн идет самая настоящая война, а в другой правит бал реальная разруха. Не надо быть экономистом, чтобы понять, что сделает активнейшая часть этого населения в случае открытия границ. А неустроенных и голодных мигрантов Европе и без Украины хватает.
Звучало тогда на холоде еще слово "интеграция" — тоже красивое. Но нет ни европейских инвестиций, ни дешевых, и, конечно же, самых лучших европейских товаров — ничего, чем так любили поднять закоченевший дух на морозном ландшафте Майдана. И теперь не совсем понятно — за что мерзли-то?
Кстати, вспомнилось еще одно слово оттуда, с Майдана: "коррупция". И тут опять досталось европейцам за то, что нынешние власти все время забывают с ней бороться: а ведь как обещали перенять передовой европейский опыт! Но обвинять свою власть на Украине что-то не спешат, значит просто плохой он — этот европейский опыт.
И тут на помощь приходит математическая логика: ведь если где-то чего-то стало меньше, то, значит, чего-то другого еще где-то стало больше. Так и получается: все чаще украинцы начинают поворачивать голову на восток. По сравнению с прошлым годом выросло количество сторонников Таможенного союза. Что для нынешних условий весьма показательно. Для простых граждан — это просто попытка вернуть нормальную жизнь, хозяйственные связи и прежние зарплаты. А для экономистов — это интерес к той самой интеграции. Точнее — к совсем другой. Не декларируемой, как в случае с ЕС, а вполне реальной. Неожиданный поворот для облеченных властью на Украине.