Автор Михаил Шейнкман
Это провал. Уже и Белый дом даже рад, что их всего полсотни. Хотя еще какое-то время назад министр обороны Эштон Картер сокрушался по поводу отставания от графика. Но теперь-то, получается, невелика потеря. Будь их больше – что сказали бы? "Пропади они все пропадом?" Правда, два месяца обучения, 42 млн долларов, пилотный призыв, большие надежды. Все безвозвратно. США и этих-то, как оказалось, одноразовых добровольцев с трудом отыскали, а ведь за год хотели в военных лагерях Турции, Катара, Иордании и Саудовской Аравии пять с половиной тысяч бойцов для "Новой сирийской армии" подготовить. Но у многих потенциальных рекрутов теперь возникнет вопрос: а как? Ладно бы учили искусству убегать, а то ведь – умирать.
По данным канала CBS News, из 54 первых выпускников курса НВП по-американски почти половина убита, остальные либо в плену, либо пропали без вести. И это из них Вашингтон мечтал сколотить боевой костяк сирийской оппозиции. Официально – для борьбы с "Исламским государством". Если повезет удачно перепутать, то и с Башаром Асадом. Штатам крайне важно сделать "умеренных" боевиков заметным формированием, чтобы иметь основания для поддержки их с воздуха. Но, как выясняется, из этого пушечного мяса каши не сваришь. Оно даже до огня не всегда доходит.
Их мало. Они не в тельняшках, и, как выясняется – далеко не спартанцы. "На морально-волевых" – это не про них. А внутренней мотивации не научишь. Впрочем, учитывая, что многие из них все-таки погибли – и военному делу, видимо, тоже. Конечно, можно было бы сказать, что плохому стажеру янки мешают. Но ведь и не помогают же. В Ираке их до сих пор три с половиной тысячи, в Афганистане и вовсе без малого десять. А что-то не похоже, чтобы их присутствие добавляло местным армиям боевого духа и военного качества. Отступают, несут потери, в том числе и пополняя силы противника. На этой неделе целое подразделение афганских регулярных войск присягнуло "Исламскому государству".
Так что, похоже, не в учениках проблема, а в наставнике. Это у него, куда ни кинь, всюду – блин. И каждый раз – как первый. Но для Сирии Пентагон все еще надеется "натаскать" 12 тысяч боевиков, затратив на их подготовку каких-нибудь полмиллиарда долларов. Хотя после такого "дебютного фиаско" его планы могут быть откорректированы.
Спецслужбы, силовики и прочие контртеррористические конторы США так и не решили для себя, какая из двух группировок – "Исламское государство" или "Аль-Каида" – представляет большую угрозу национальной безопасности. Спорят, как за Луну или за Солнце. Мечутся, как между Сциллой и Харибдой. А ведь от выбора зависит и финансирование. Точнее, кто будет им распоряжаться. На борьбу с террористами уходит примерно треть годового бюджета спецслужб США. Ее-то поделить и не могут, полагая, что двум смертям не бывать, а на одной можно и заработать. Хотя спор меж двух зол имеет и принципиальное значение. Видимо, каждый, зная, кого породил, в прямом смысле "тащит" своих.